На главную Таиланд, январь-февраль 2007 года
О Таиланде в двух словах
Люди там живут милые и совершенно неназойливые. На конфликт выйти практически невозможно, но и решить сложившуюся проблему так же будет невозможно. Если с вами произошла какая-либо неприятность, остается только смириться.
Деньги. Курс – мы для себя округлили и считали 100 бат = 75 рублей. Обменники есть только в крупных городах. Рубли вы не поменяете нигде.
Язык. По-английски с вами могут поговорить в банках, турагенствах и, как правило, в ватах (монастырях). Во всех остальных случаях на понимание рассчитывать не стоит и лучше заучить слова: хлеб, рис, курица и разные сорта мяса. Лапшу можно не заучивать, т.к. она там повсюду :) Ну и конечно "Здравствуйте". Разговорник мы не покупали, я распечатала всё, что было здесь: http://asia.travel.ru/bazar.html, не сказать, что этих слов достаточно, но без них совсем никак. При общении с местными требуется именно написание на тайском, если вы не сможете произнести – они смогут прочитать.
Температура
Северный Таиланд. Днем в горах 20-30, ночью плюс 5. Днем в долинах 25-35, ночью плюс 15.
Центральный (Бангкок) – днем 35-45, ночью до плюс 20.
Южный (Ко Ланта). Днем 45 и выше. Ночью 25. В сочетании с ветром, вечером не лишней будет кофта. Температура воды утром 25. Днем теплее или кажется. Мы жили на западной стороне острова, на ней в течении всего времени поддувает легкий ветерок.
Международные переговоры На Ко Ланта в любом агентстве можно позвонить на родину за 20-25 бат минута. В Бангкоке чуть дороже.
Карты. При покупке карты желательно, чтобы названия дублировались на тайском, для города это практически обязательное условие. В аэропорте лежат пачки бесплатных карт, на них очень много рекламы, но и полезную информацию они тоже содержат. Лучше взять всё, а ненужное выкинуть позже, когда уже будете уверены, что оно вам действительно не нужно. Так же вполне сносную бесплатную карту города можно взять в информационном офисе для туристов (она будет лучше, чем аэропортовская). Все остальные карты покупаются в книжных магазинах. Нами были куплены:
Производитель: thinknet.co.th
Северный Таиланд 1:550 000
Центральный и восточный Таиланд 1:590 000
Южный Таиланд 1:500 000
Эти три карты ничего интересного из себя не представляют, т.к. рельефа на них нет, перевалов нет, гор нет, а вместо деревень обозначены ваты и школы, почему, для нас так и осталось загадкой.
Рассмотрев все недостатки предыдущих карт, мы уже в Чианг-Мае купили ещё одну. Внешне она выглядит мультяшно, но в действительности оказалась достаточно подробной и полезной. На ней есть немного рельефа, обозначены смотровые площадки, некоторые деревни и всевозможные развлечения на вроде слоновьих ферм и др. Но из-за её мультяшности, не уверенна, что по ней можно ехать как по основной…
Производитель: www.berndtson.biz
Северный Таиланд 1:750 000
В GPS были залиты карты скачанные отсюда: http://mapcenter.cgpsmapper.com/
Бангкок не весь, хотя для пеших прогулок было бы довольно удобно. Зато Чианг-Май весь и на велосипеде по такой карте передвигаться просто замечательно, особенно искать свою гостиницу в запутанных тайских улицах. Когда мы передвигались по центральному западу вдоль границы с Бирмой, и гпс и обе наши карты показывали дороги очень примерно.
Путеводитель.
“Тайланд“ от “The National Geographic Traveler” – путеводитель классный.
По времени работы музеев и приблизительным ценам нас ориентировал "South-East Asia" от "LONELY PLANET".
Как передвигаться по Бангкоку – за базу стоит взять Сергея Жарова. http://www.zharov.com/kuda/tailand.html
Левостороннее движение. На велах привыкать довольно долго. Не сказать, что это вызывает трудности, но желание поехать именно с правой обочины на дорогах с двумя полосами присутствует непрерывно, иногда таким образом можно вылететь из-за поворота кому-нибудь на встречу. Но началу пару раз долго перестраивались на крупных развязках в Бангкоке, долго, потому что сначала на правую сторону, а потом, осознав, что ошиблись, на левую. Светофоры в Бангкоке горят по 5 минут в каждом направлении, за время ожидания успеваешь устать. Из левого ряда автомобили поворачивают на лево даже если горит красный. По этому занимать левый ряд при наличии нескольких полос не стоит, иначе вам будут долго и нудно сигналить и всё равно проедут. И соответственно, если пешеход переходит улицу на зеленый, ему надо проявлять достаточную ловкость.
Бизнес по-тайски. Существует два типа. Первый – ориентирован на туристов плохо осведомленных об этом первом типе бизнеса, т.к. для остальных туристов есть тайский бизнес второго типа, который, находится буквально за углом от первого и чтобы воспользоваться именно им, необходимо всего лишь знать, что надо завернуть за этот самый угол и тогда вам повезет общаться с самыми обычными милыми и абсолютно настоящими людьми, одно но – они улыбаются в 2 раза реже, только потому что они настоящие. Подробнее ниже и по всему тексту.
Вы остановились в гостинице. Независимо от того, сколько вы платите за номер – знайте, ваши личные вещи всегда под угрозой. Фотоаппараты, сотовые телефоны, деньги, GPS-ы, извините, но даже зарядные устройства, в общем, всё пластмассовое и железное не поленитесь спрятать в сейф или взять с собой, иначе вы очень быстро лишитесь этих ваших излюбленных удобств. Первый сотовый у нас одолжили именно в дорогом отеле.
Вы покупаете билет на междугородний автобус. Государственные стоят не дешевле частных, но пока вы в них едете, вы чувствуете себя комфортно, т.к. вы едете среди тайцев, и вас не будут выгонять на улицу на каждой остановке, чтобы вы обязательно потратили нереальные для Тая деньги за бутылку молока. В государственных вас кормят бесплатно, подвозя к пункту общепита. Но всё пластмассовое и железное, пожалуйста, не сдавайте в багаж, а лучше носите при себе. Нас обворовали именно в государственном автобусе. Билеты на гос. автобусы продают на автовокзалах, автовокзалов в Бангкоке несколько, с каждого автобусы уходят в конкретных направлениях и вам, скорее всего, удастся уехать сразу после покупки билета. Единственный минус, вам, почти наверняка, придется смотреть всю дорогу фильмы на тайском. Если вы покупаете билет в каком-либо другом месте – это будет частник. Он ничем не хуже. Может даже и дешевле. Перед поездкой вам необходимо заблаговременно побеспокоиться о еде. А во время поездки тщательно следить за багажом, включая тот, который вы сдали. Так же, при покупке велика вероятность нарваться на перепродавца, а этом случае цена будет завышена, может и не фатально... вы этого не узнаете, т.к. никогда не узнаете истинную цену на билет. С большой вероятностью будет предложена гостиница. От неё можно отказаться, но мы согласились и были приятно обрадованы, приехав в Чианг-Май в 6 утра, мы были встречены и доставлены прямо в гостиницу, которая оказалась отнюдь не заурядной. И всё это было за обычную цену.
На поезд билет купить нам не удалось, т.к. их надо брать минимум за 3 дня.
Лодки. Если вы хотите отправиться на какой-либо остров в Краби, пристань найти самому довольно сложно, по той простой причине, что весь бизнес ориентирован на вытягивание денег и обычная пристань на карте города (которую нам дал полицейский) не была обозначена, зато там было обозначено место, куда должны придти туристы, чтобы их погрузили в пикапы и увезли на пристань. Поскольку разницу в цене на билеты мы так и не узнали, то нас это вполне устроило, т.к. пристань оказалась довольно далеко, и нам бы пришлось потратить время, чтобы найти её. Туда мы плыли за 350 бат с каждого, обратно за 300.
Передвижение по Бангкоку.
При перемещении по городу удобно пользоваться такси – при этом обязательно надо показать водителю на счетчик и сказать: «Таксиметр!». Если он согласится и при старте его включит, то вы доедете за приемлемую цену, но не меньше 35 бат. В такси есть кондиционер.
Тук-туки. Они повсюду и их водители довольно навязчивы. С тук-тукерами договариваются о цене при посадке, а дальше всё ясно. На нем стоит прокатиться, просто ради удовольствия.
Общественный транспорт
Городской автобус. Если вы уже чуть ориентируетесь в городе и у вас есть схема маршрутов, то ими пользоваться очень дешево и удобно, т.к., зачастую, у автобусов есть своя полоса. Но на помощь при посадке и высадке не надейтесь, кондуктора не говорят по-английски. Примерно 8 бат.
Всевозможные боты. Город пересекают реки и каналы. По ним ходят лодки – это обычный общественный транспорт. Цена билета такая же, как на автобус. И опять таки – надо знать, где садиться и где выходить.
СкайТрейн. Самый быстрый общественный транспорт и самый дорогой (конечно дешевле, чем такси). Цена билета зависит от того, сколько станций вы хотите проехать, начинается от 15 бат. Ещё недостаток, станций пока очень мало. Если хотите поглазеть в окно, выберите вагон без рекламы.
Питание
Довольно удобно иметь гостиницу with breakfast. Цена у неё не значительно выше, но, как правило, оправдана, т.к. тайцы на завтраки не скупятся и вы останетесь после него сытым и довольным. Скорее всего, это будет шведский стол. Если же завтрак не включен и вы живете в районе вроде Каосана, вам стоит отойти на пару кварталов, и там вы столкнетесь с тайским бизнесом 2-го типа, где вас накормят от души за 30-50 бат. Главное, контролировать наличие перца в блюдах ещё при их заказе, потом будет поздно. Очень часто в местах, где продавец не говорит по-английски, есть меню на английском языке, ну или можно просто показать пальцем на то, что вы хотите съесть. Хлеб надо носить с собой, тайцы не понимают, зачем он нужен, и когда у них просишь каномпанг (хлеб) – смеются. В пунктах питания вдоль дорог, где подают в основном лапшу с чем-то, еда обходится в 15-30 бат.
На улицах продают фрукты – ели всё, тфу-тфу-тфу, проблем не было.
Пирожное иногда оказывается несъедобным, т.к. имеет специфичный запах, но это скорее исключение. Самое ужасное - это то, которое с "веревкой" внутри.
Напитки лучше потреблять местные – оптимально 25 процентов сока с добавлением солей, у нас такие напитки продаются только как спортивные и стоят в разы дороже. Фанта у них очень сладкая и невкусная. Так же есть энергетические типа «М-150». Стоит 8-10 бат за пузырек. Я больше 2-х в день пить не могла. Но они действительно тонизирующие и вкусные. В общем, подсели мы на них!
Воду брали только в магазинах. 5 бат за литр – питьевая вода в белых бутылках. Можно брать дороже, но это понты.
Полиция Если вас обокрали, в полицию можно не ходить, только потеряете время. Они вежливо вас выслушают. Составят протокол. Даже съездят с вами и посмотрят на вора, на которого вы покажете пальцем. Потом скажут, что больше ничем помочь не могут и благополучно вернутся в участок дальше смотреть футбол.
А теперь главный пункт ВЕЛОСИПЕДЫ. Будьте готовы, что за велосипеды вам придется платить всегда! Когда вы будете к этому готовы, путешествовать вам станет значительно проще. Главное правило – никогда не платите за них заранее, т.к. при посадке обязательно окажется, что за них надо заплатить ещё раз. Вот наш опыт. Агент, продававший нам билеты в Чианг-Май, взял за каждый вел по 50 бат. При посадке на этот же автобус за каждый взяли ещё по 200 бат. В Мае-Сарианге (гос. автобус) по 100 бат за каждый. В Таке (гос. автобус) по 100 бат. В Бангкоке (гос. автобус) почему-то погрузили бесплатно. При посадке на лодку до Ко Ланты по 100 бат за каждый и туда и обратно. При посадке в автобус в Краби в направлении Бангкока по 200 бат за каждый. Может деньги и не такие большие, но из всех перечисленных раз, нам только 2 раза сказали (гос. автобусы), сколько будет стоить перевозка велосипедов и мы ни разу не видели квитанций на велосипеды. Во всех остальных случаях при покупке билетов нам в лицо врали, что велы провозятся бесплатно, а при посадке требовали деньги. Т.о. при покупке билета на частный автобус, вы можете быть уверены, что с вас попросят ещё денег и, следовательно, цена из низкой превратиться в умеренно высокую. Но, тем не менее, частники удобны, т.к. билеты на них можно взять в любом агентстве и они будут включать цену на лодку, трансферт между лодкой и автобусом и в Бангкоке они привезут вас на Каосан. В довершении ко всему, впрочем, собственно с этого всё и началось – при посадке на самолет компании «Трансаэро» в «Домодедово» за перевес с нас взяли 3500, понятно, что с велами в общий багаж уложиться практически невозможно, ну тут мы сами были невнимательны, можно было побольше взять ручной клади, расслабила Турция, при перелете в которую с нас не взяли ни копейки. Надеялись на удачу на обратном пути, но при регистрации была обнаружена табличка на чисто русском языке, что платить мы будем и мы заплатили ещё 5200, но только уже в батах. К этому надо быть готовыми и иметь запас евро в кошельке. И, конечно же, внимательно читать правила авиакомпании, которой летите.
Юлия Кирпикова