Мой Тянь-Шань (окончание) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   Утром пересчет раскладки уже на троих. Пакуем велорюкзаки, садимся на велосипеды и в путь. Проехав немного поражаюсь как быстро мчится велосипед, а ведь скорость всего 15 км/час. Подъезжает Вася, у него ощущения те же. Дорога кажется неимоверно легкой, даже подъемы – не подъемы.    Обедаем уже за погранпостом, к этому моменту проехали порядка 30 км. Жарит солнце. Хорошо после снега. Вокруг песок и немного травы.    Проезжаем поселок Энгильчек – жуткое зрелище: брошенные дома, пустые улицы, детский сад.... Шарахаемся взад вперед в поиске выезда на мост через реку Сары-Джаз, вдруг откуда-то появляются две девочки, значит всё таки люди есть. Залаяла собака.    И вот перед нами мост, обычный деревянный, можно сказать традиционный для этих мест. Через него выезжаем на дорогу усыпанную камнями, идущую параллельно речке по её правому берегу. Местами приходится спешиваться. Кое как удерживаем Васю от проникновения в пещеры, встречающиеся по пути. Удалились всего на километр, а вот она – совсем другая страна, какая-то дикая, пустынная. Я видела такое в детстве, когда смотрела фильмы-сказки.    6 км пути и мы упираемся в речку Теректы, поток достаточно бурный, так что решаем пересечь препятствие с утра по малой воде. Да и есть предлог остановиться раньше – у меня сегодня День рождения.    Начались первые эксперименты с водой. Она в реке мутная – перемешана с песком. Но фильтрация и отстаивание ничего не дали. Таким образом вода была признана хорошей и тут же был приготовлен ужин. Выпросив у мужчин скупые поздравления под кружечку горячительного напитка, я почувствовала себя поздравленной. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   Проснувшись утром услышала довольные голоса – вода не спала! Начались стенания – Толик убежал куда-то далеко вверх по ущелью. А мы, немного поразмыслив и отбросив все вчерашние варианты, принялись строить плот. Идея была три раза опробована ещё дома, по этому казалась не слишком утопичной.    Итак, плот связан, умных предложений по использованию пока нет, но желания кипят. Вася усаживается верхом и начинает грести. Немного усилий и он на другой стороне. Плот возвращается к нам. Грузим на него велосипед… и переправляем, а дальше следуют несколько неверных действий и конструкция разваливается.    Решено делать навесную переправу. Решено – сделано. Первая победа! Обедаем на другом берегу.    Отправляемся в путь. Напряженный подъем пешком порядка 150 м и мы на плато. В какой-то момент у Толика, человека не очень подверженного эмоциям, вырывается фраза: "Кин-Дза-Дза. Ещё бы кольца в нос вставить". И это полностью характеризует окружающую нас местность.    Движемся к месту вливания реки Уч-Кёль в реку Сары-Джаз. Заметили натянутые тросы через Сары-Джаз и вагончик, вроде переправа цела. Вот и Уч-Кёль, поворачиваем вместе с дорогой вправо и движемся по левому берегу реки. Подъемы... спуски. Дорога достаточно неплохая. Через 8 км она упирается в реку. Время семь. Встаем на ночь.    Картины вокруг нас опять переменились. Готовлю ужин на сухих ивовых ветках. Штаны превращаются в решето – стреляет не хуже нашей ёлки. Тепло, вечер у костра, даже не пришлось одеваться. Вокруг заросли конопли.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   Утром попробовали взять речку вброд – безнадежно. Занялись постройкой плота. Толик для верности ударился в бега, но переправа через Уч-Кёль, послужившая группе в 1996 году, отсутствовала. Вернулся с проволокой. На этот раз надо было всё сделать по правилам, плот должен был сослужить настоящую службу. У Васи случился мандраж, да что говорить, волновались все, от успеха зависела судьба похода. По кружечке кофе и в путь.    11-00. У реки три рукава, между ними островки. Первый самый мелкий перешли вброд и перенесли вещи на первый островок. Дальше Вася усаживается на плот и переправляется через следующий рукав и там спрыгивает с плота. Плот возвращается на нашу сторону маятником, благодаря веревке за которую мы его держим. Вася жив, никуда не уплыл, а мы уж собирались вылавливать его в Китае. Но и пути назад нет. Он перекидывает нам конец своей веревки, с какого-то раза Толику удается его поймать, цепляем веревку за плот, водружаем на плот велосипед, заносим в воду и отпускаем, свою веревку ослабляем и плот, опять таки маятником, прибивает уже к Васиной стороне. Вася снимает вел и отпускает плот, который возвращается к нам. Дальше остается только подсчитать, сколько раз выполнялась эта процедура: три рюкзака, три велосипеда, я и последним Толик. И вот мы довольные стоим на косе посреди реки, следующая протока посерьезнее, но и мы уже, как говорится, не дети :) Самый страшный момент – переправка Васи, ну не водник он и гребет как умеет, выход один, если что он усиленно держится за плот, а там уж мы его вытянем. Но и на этот раз всё удачно. Последние подъемы плота сопровождались с моей стороны словами: "Заставляете женщину таскать такие тяжести...", ну и конечно же с добавлением кудряшек русского народного творчества, но при этом на лице сияла довольная улыбка. Мокрый Толик залихватски ловил карабин с веревкой, запускаемый Васей, как котенок играет с бантиком, с первого раза!, на что Вася в ответ выдавал белозубую улыбку, сияющую на черном от загара лице. Работа кипела и за 3 часа мы сделали Уч-Кёль.    На другом берегу обед – как сказал Толик - в райском месте. Хм… действительно по райски хорошо…. И дорога вперед. На верху нас встретил ветер. Если бы не велосипед, за который я держалась, меня бы точно куда-нибудь унесло. А на небе облака упорно летят в противоположную ветру сторону, видимо им с нами по пути. К шести останавливаемся: вода недалеко, вокруг бродят зайцы, делая вид что нас не замечают. Место опять таки райское! |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вот они рукава реки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А вот и наш плот |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   Подъем в 6-00. Дорога грунтовка, движемся примерно в том же темпе, по сторонам появляются заснеженные вершины, впереди маячит могучий Ак-Шийрак. Крутим педали в ожидании прижима, обещанного Васей. Когда он случится, никто не знает. Вверх-вниз, вверх-вниз,.. иногда пешком. Толик где-то впереди.    К обеду встречаемся, дорога раздваивается одна уходит в реку другая наверх. Мнения делятся, но тем не менее спускаемся в пойму реки. Выручает разработанный для переправы вариант: часть вещей из велосумок перекидывается в заплечные рюкзаки, рюкзак вешается за спину, велосипед закидывается на плечо, особо сильные полупустую велосумку оставляют на багажнике, не особо – делают вторую ходку за ней, у велосумок тоже есть лямки для переноски на спине.    Обед и продолжаем движение по гальке, но возможность такого практически сразу заканчивается. Всё-таки вверх. Крутой подъем отнимает не менее двух часов. Взобравшись на него впервый раз практически пустая (с легким заплечным рюкзаком), с трудом могу представить, что придется повторить этот маневр с велосипедом на плече. Наверху полюбовалась стайкой горных козлов – штук эдак 20 – пробегавших мимо. Прямо как "В мире животных". Прошло время, отдышалась, пока искала тропу для дальнейшего движения, и снова вниз. Хорошо, что мой самый тяжелый рюкзак свалился на Васины плечи.    Дальше по тропе, для пешки она хороша, с велосипедом… Ну в общем прошли. Траверсом… Спустились к дороге, а через километр, тот долгожданный прижим.    Вечер, внизу замаячила уже знакомая туча. Пошёл проливной дождь, все в палатку, никакого ужина: закуска, выпивка и спать. Дождь так и не закончился. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
река Уч-Кёль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если приглядеться, то можно
увидеть Толика на тропе. Это и есть тот самый траверс. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   Утром прошли прижим легко и бесшумно не поднимаясь вверх - просто по краю сыпухи. Толик успевал пробегать неприятные места со своим велосипедом и возвращался за моим. В какой то момент замечаем с Васей серпантин дороги уходящей наверх. Карабкаемся, и вот она родная пустыня!    Пакуем велоштаны и начинаем нормальное велосипедное движение. Греет солнышко, пыли не очень много, плечи свободны, а значит и долой одежду! Но вот незадача, не видно следов Толика. Для меня случилась полдневка, а мужчины играли в абсолютно мужскую игру – прятки! Нашлись мы все только к шести вечера и по этому поводу совместили обед с ужином. Я же провела время у чудной речушки Курга-Терпчи, протекающей за холмом, днем в ней ещё была прозрачная голубая вода – отражалось небо, кругом зелень и летают сороки, сверкая своими белыми боками.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прижим.
На заднем плане виден Ак-Шийрак |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рога.
Они там повсюду |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   Утром начали подъем на перевал Ишигарт (высота 3960). Занял он четыре часа. Тяжелый подъем, но не нудный, хорошая крутизна и камни на дороге, более 50 % времени передвигались пешком. Наверху длинное плато и кажется вот он уже верх – а нет :) Дорога практически повторяет линию ЛЭП.    Последнее прощание с долиной речки Уч-Кёль и вниз в другой бассейн другой реки. Спуск хорош – обратите внимание на камни! Свалились к реке Иширарт, проехали немного по левому берегу до моста, который вывел нас сразу к дому егеря. Там нас уже ждали. Незамысловатые беседы, чай с молоком, свежий хлеб, масло, сметана и конечно же айран, очень напоминающий белое желе, вкус просто завораживающий. Егерь рассказал нам, что птицы, которые нам докучали последние несколько дней – это альпийские галки. А следы, которые мы видели внизу у прижима с той стороны хребта – это следы снежного барса. Из полезного: дорога, по которой мы приехали закрыта для автомобильного движения, а тропа, уходящая вверх вдоль правого берега Уч-Кёль, используется только егерем один раз в месяц. Ещё несколько вопросов и ответов и мы, изрядно накушавшиеся, отправились в путь.    И сразу подъем. Он был далеко не последним на нашем сегодняшнем пути. Довольно таки неплохая грунтовая дорога и всё время вверх-вниз, вверх-вниз…. В какой-то момент я задалась вопросом: И чем же отличается эта дорога от перевала, который мы сегодня взяли? Встав на ночевку, попросила Толика посмотреть высоту. Вот и ответ - 3800.    Остановились перед речкой под небольшим ледничком Тез. Перед нами лежат горные вершины и природа устраивает захватывающее светопреставление на закате. вечер в палатке |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перевал Ишигард (3960) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
спуск с перевала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   Утро, -1 0С, солнце ещё не встало. Красота режет глаза. От покоя, который веет от гор, перехватывает дыхание. Так думается.., на самом деле просто высота и надо немножко продышаться и расходиться. Встает солнце и начинает запекать, наверное пытаясь вплавить нас в песок. Садимся на велосипеды, но не тут то было: ледяной ветер сразу на спуске заставляет одеться. Опять знакомые вверх-вниз.    Падаем в долину. Появляются кусты и маленькие озерки. Температура около 25 0С. Пересекаем реку по мосту, начинается ещё более приличная дорога, за которой уже следит дорожное управление. Становится скучно. Никаких видов, крути себе педали... Но не на долго. Приближаемся к истокам реки Нарын. Хочется сделать фото, но смысла нет, т.к. картинкой вид не передать.    Пересекаем реку по мосту и проехав немного не доезжая до поселка Карасай встаем на обед. О чудо! Вода в реке теплая, в мелких рукавах течение достаточно слабое и она успевает нагреться. Пусть её только по щиколотку, но уже можно пользоваться мочалкой.    Движемся дальше. Поселок состоит из нескольких домов в жутком состоянии, мы даже изменили привычке и не стали общаться с местными жителями. Пограничников не встретили. Высота 3350. Опять вверх-вниз, вверх-вниз-вниз и мы у реки ???, впереди виднеется наша цель, дорога уходит на Сёок. Вокруг трава и озерки, их уже слишком много и они начинают походить на болота. Толик словил нескольких комаров.    Проезжаем ещё немного пересекаем реку ??? и встаем на ночевку не доезжая поста. Высота 3600. Вокруг горные пейзажи, немного грустно от того, что это последние. Завтра уже вывалимся на Иссык-Куль, пока мы ещё здесь, среди этих гор. Ночью светит луна, пробивая тент палатки, так, что внутри светло. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дорога |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
болотца |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ущелье (перед Сёок) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
   На проезжающих утром мимо поста заповедника велосипедистов никто не обратил внимания. Дорогу перебегают полчища сурков всевозможных калибров дружно освистывая нас. "Видимо ходили к речке" – подумали мы.    Приятный подъем по хорошей дороге, через три часа мы на перевале Сёок (высота 4100). На камнях растут цветы. Сделали техническое и нетехническое фото. Меня озадачили тем, следующий перевал – Барскаун (высота 3754), я не замечу. Не поверила. Короткий спуск, который оказался чуть хуже чем подъем, дорога размыта водой, и мы попадаем на сырты - плато покрытое зеленой травой с реками. Наша дорога пересекается с дорогой из рудника Кум-тор и становится просто шикарной, но… появляются большие машины и пыль.    В какой-то момент все останавливаются возле таблички и мне объявляют, что это и есть перевал. Табличка следующего содержания "Водитель! Будь осторожен впереди крутой спуск. Остановись, проверь тормоза!" Видела такую под Златоустом, но этот спуск в никакое сравнение не шел, до сих пор жалея что не сделала снимка. Побеседовали с милыми полицейскими в больших солнцезащитных очках, сделанных явно под заказ, и ездящих на джипе. Их в тех краях много. И начали спускаться. Сверху серпантин смотрелся жутко – полки с крутыми поворотами, на которых, в основном из-за песка, приходилось снижать скорость думаю до 5 км/час, смотреть на компьютер не получалось.    Началась растительность, машин становится всё больше, появились юрты. У одной из них мы перекусили купив долгожданный кумыс и лепешку. Дорога идет вдоль реки Барскаун. Появилась бурная растительность: ели,… У Иссык-Куля их уже не будет. Спуск занимает около двух часов, и дорога выводит в село Барскоон. Крупный населенный пункт, в котором можно купить продукты. Но хлеба и молока мы не нашли. Далее движемся вдоль Иссык-Куля в сторону уже известной Тонги. Рядом с которой и решаем остановиться на дневку. Вдоль дороги растут абрикосы просто в неприличных объемах. Приближаемся к берегу сквозь родную облепиху. Озеро спокойно, вечер теплый, приступаем к отдыху!
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перевал Сёок (4100) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на берегу р. Барскоон |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оз. Иссык-Куль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фотографии сделаны мною и Васей
Клеиным, подписывать каждую не стала, т.к. не вижу особой художественной
ценности в снимках такого размера. Вопросы когда-нибудь заполню. Со временем будет выложена раскладка по продуктам, аптечка и список снаряжения.
А в остальном - Ваши предложения с интересом выслушаю по адресу: kirpikova[at]dc.ru или ICQ: 22624352 С уважением, Юлия Кирпикова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||