|
|||||||||||||||
Югославская осень. По стране которой нет. |
|||||||||||||||
Началось всё давным давно. С тёмных кинозалов, где советским школьникам за 10 копеек распахивалось окно в другой мир. А там уже, на страх всем бледнолицым подлецам, вовсю скакал лихой югославский Чингачкук Гойко Митич. И безумные в своём бесстрашии югославские партизаны не давали фашистам покоя на своей земле. Повод вступления России в первую мировую, из школьной истории, казался единственно возможным – ну как не заступиться за братьев? А братья были довольно гордыми и самостоятельными. Сам Сталин со всем своим интернационалом им был не указ и огромная Титовская Югославия строила свой “социализм” по своему собственному разумению. А футбол? Наш, советский, в отличие от югославского, не дождался таких завидных комплиментов… И этот бизнес-план по развалу южно-славянской федерации. Гражданская война, натовские бомбёжки. Белград, распевающий со своих улиц в ночное небо, полное томагавков, уже не тех, что были честным оружием в руках самого справедливого индейца. Высокотехнологичные миллионодолларовые железки бледнолицых мерзавцев трусливо крались из-за горизонта… |
|||||||||||||||
День первый. 15 сентября 2008 г Екатеринбург-Istanbul-Beograd (самолет) - самолет Дистанция 21 км . Ходовое время 1.11 часа. Общий набор высоты 140 м. Дома хмуро и прохладно – около 10-ти градусов. На регистрации появились в последний момент. И при посадке в самолет выяснилось, что некая мадам посажена на одно из наших мест рядом со своим мужем, а её место в бизнес-классе свободно. Хорошо, что у турков крепко понятие муж-жена. Объяснив им это, ставим в тупик бортпроводницу. В итоге одна из пассажирок решает переместиться в бизнес, пожертвовав ради этого дружбой :) (она летела с подружкой). Зато мы, благодаря её согласию, разместились вместе в последнем ряду. В Стамбуле за окнами жарит солнце. Здесь у нас небольшая пауза – бродим по зоне Дьюти-Фри. Поменяли немножко лир – так веселее. Тут же купили рюмку за 3,5 евро – так мы её прозвали, которая прокатала с нами потом месяц. В действительности же мы купили маленькую бутылочку виски, у которой к крышке прикреплена рюмка. А ещё пол литра «Контро». Вопщем вкусный был транзит. От Стамбула до Белграда летели 1.40. Итак, мы на месте. За окном что-то не очень радостное и мокрое. Собираем велы. Прогулялась до турист информэйшн – взяла карт, а заодно узнала, что на улице +13. Вот и прилетели… Нужно сразу раздобыть местных денег. Расспросы привели к автомату-обменнику. До того как выяснилось, что автомат общается только по-сербски, успел засунуть в него 100 евро. Пришлось напрячь в себе всю свою славянскую языковую сущность. До города ехали магистралью, та, которая обозначена на знаках зеленым цветом и по которой на велах нельзя. Стол. (Для не-велосипедистов, это жаргон, стол – дорога без ощутимых подъёмов-спусков, “ровная, как стол”). Повсюду кукурузные поля. В городе остановились на одной из обочин, которые зачем-то тщательно отгораживаются фишками и по этому по ним самое то катиться на велосипеде или мопеде. Жуя бутерброды сориентировались по карте. Оказалось, что только проехали перекресток с планируемой MagicMap. Тут же вернулись – купили карту дорог масштаб 6,5 км. Карта очень подробная, но иногда из-за этого страдает, т.к. сильно загружена для такого масштаба. Зато на ней есть все деревни. В дальнейшем видели эти карты повсюду в городе в киосках. От аэропорта до ЖД вокзала (Zeleznice Stanica) вышло 20 км. Вокзал находится в километре от центра города. Перед въездом на мост нас остановили полицейские, мол это всё-таки магистраль и завернули нас на параллельный мост. На мосту всего две полосы и по середине каждой идут трамвайные рельсы. Когда нас догнал трамвай, пришлось срочно эвакуироваться на тротуар – через поребрик высотой сантиметров 50. Странный полицейский совет. Полицейские знают английский и видно, что им очень нравится на нём разговаривать. Сразу направились на вокзал взять билеты на обратный путь из города Бар на черногорском побережье в Белград. Вокзал пуст и сильно прокурен. Задрав головы вверх, обнаружили немытые, кажется целую вечность, стеклянные потолки. Пытаемся шутить, что это мол всё НАТО. На самом деле грустно. Изрядно уже нанюхавшись дыма, пытаемся купить билеты и встречаем полное непонимание. Кассир бегала до начальницы, что-то выясняла, потом они что-то искали в каких-то шкафах, потом долго интересовались зачем нам нужен билет. Билет был выписан с каждого по 1800 динар. Но на билетах ни даты, ни фамилий, ни мест. Кассир разводит руками и говорит: «Вам нужен был билет – вот он. Когда поезд я не знаю. Уточняйте в справке». Ужас. Да ещё этот дым повсюду. Объясняем, что места нам всё-таки нужны – кассир говорит, что нам нужна резервация. Резервация обошлась ещё примерно по 1300. Но на этот раз у нас уже появились бумажки, на которых были указаны наши фамилии, дата и места. Правда цена нас несколько смутила – 7200 динар за двоих. Но зато это были спальные места в двухместном купе! Посетили две ближайшие гостиницы – цена порядка 50-55 евро за двоих с завтраком. Остановились в третьей «Bristol» в ту же цену. Есть горячая вода, много белых полотенец и телевизор. В остальном всё довольно запущено или просто скучно. Всё что осталось с "советских" времен. Передохнув отправились на прогулку – стемнело, холодно и идет дождь. Набрели на пешеходную улицу. Прикупили ещё одну карту масштаб 4 км, она менее подробная, но зато с рельефом слизанным с гугла. Искали путеводитель на русском, не нашли – был только мега-красивый сувенирный вариант, пожалели его катать месяц в рюкзаках – не взяли. В продуктовых магазинах продавщицы вовсе не замучены, а, наоборот, приветливо улыбаются. По дороге домой скушали по плескавице. Это булка, в которую кладется большая плоская котлета, и наполняется всевозможными перцами, морковками, помидорами, майонезами… Слава, не зная как объяснить чего в наполнение желает, обвел рукой по всем тазикам, а их было ну никак не меньше 16 штук и девушка с абсолютно каменным лицом наложила ему из каждого. Когда Слава прогрыз всё это до котлеты, он уже наелся. Да и котлета всё равно была невкусная. Я сделала себе бутерброд поскромнее :) Да уж, знакомство с Белградом вышло мрачноватым. Конечно, свинцовая непогода убавила красок. Но ощущение если и не разрухи, то заброшенности и упадка было бы явным и вне ненастья. Конечно, страну перетряхнуло вдоль и поперёк за последние полтора десятка лет. Но что-то мешало объяснить всё это лишь послевоенным безвременьем. Подумалось еще – а может быть также мрачно выглядели и советские города? и мы просто успели отвыкнуть? Теперь, задним числом, проще понять эти ощущения. Почти на финише, в черногорском Баре, русский владелец нашей гостиницы, бывший советский моряк, вспоминал югославскую столицу – “Белград блистал”. Блистал как столица многонациональной федерации. Теперь большой славянской семьи нет. И одной Сербии уже не по силам былая роскошь. Сербия теперь – страна средних и маленьких уютных городов и городков. И большой Белград, пожалуй, был самым несербским городом на всём нашем пути. Дай ему Бог скорее и безболезненнее найти своё новое соответствие, своё равновесие в этом так вдруг безжалостно изменившемся мире. |
|||||||||||||||
День второй. 16 сентября 2008 г Beograd… Grocka… Smederevo Дистанция 50,9 км . Ходовое время 3.11 часа. Максимальная скорость 49,2 км/ч. Общий набор высоты 782 м. Температура +12. Дождь. Утром пасмурно, но сухо. Спустились к завтраку. На выбор омлет с сыром или ветчиной, или холодное мясо. Молоко, чай, белый кофе. Хлеб с маслом и джемом. Кофе отвратительный. Но в целом вкусно и наелись. Выехали как обычно около 11-ти. Слава сразу не едет, оказывается не работает задний переклюк. Стали разбираться – заклинило кассету. У наших задних втулок Reatchey есть такая особенность – ось фиксируется винтиками и если сильно подавить с торца, то оська может сдвинуться, ну и в нашем случае заклинило кассету. Поставили всё на место. Дождь опомнился и снова заморосил.
Чуть отъехали от центра и поток машин сильно спал. Да и выбирались мы второстепенной дорогой. Правая полоса, предназначенная для автобусов, заполнена машинами со включенной аварийкой. Все тротуары заполнены автомобилями. Заглянули в банк. Выяснилось, что во вчерашнем аэропортовском обменнике был вполне честный курс обмена. Вот такое исключение из “правил туриста”. Дорога довольно рельефна с умеренным трафиком. Но вот дождь… В хорошую погоду проскочить до Пожареваца можно, пожалуй, даже в удовольствие. Дунай появлялся всего несколько раз. На одном из участков, заметив спрятавшийся экипаж полиции, стал привычно сигнализировать об этом встречным автомобилистам. Дома всегда понимают мои жесты. А тут, мне показалось, совсем даже нет. Но мы же, доехав до Смедерева, решили, что хотим гостиницу, и на сегодня хватит. За день был 1 прокол. В городе пристали к дядечке. Тот нас сопроводил на машине до частного сектора к своему знакомому. Знакомый дождался, когда дядечка уедет, после чего сказал нам, что у него все места заняты и проводил нас до другого собе (говорить: <сОбэ>), которое оказалось в 2 раза дороже (40 евро за двоих без завтрака) и принадлежало его сестре (Prenociste “Mir”). Но там было уютно + кондишн в наличии = остались и ничуть не пожалели, а даже наоборот. Вечером бродили по городу под зонтиками. Нет, в велопоходы мы зонтики не берем, они услужливо ждали постояльцев на выходе из собэ. А потом в теплом номере среди развешанных вещей тестировали местные алк.напитки. В ход пошли 100 граммовые фанфурики ракии, Вранац и Жребска Крв. Вкусно всё! Внизу в гостинице маленькая кухня, можно пить чай, кофе. Здесь я с непониманием смотрела на коробки с ромашковым, мятным, фруктовым чаем – не обнаружив никакого черного. После оказалось, что не пьют они чай, только травки. В нашем номере мы едва вдребезги не поразбивали себе головы. Такие вот особенности архитектуры – нисходящие под крутым углом к стене потолки. И если об этом забываешь, то ненадолго. Тут же следует такой гулкий удар головой, что не ясно, толи гул из головы, толи от потолка… Наверно можно было спастись велошлемами, но у нас не было. Зато какие необычные окна в таком потолке, смотрят прямо в небо. Можно встать на стул, открыть окно и любоваться чердаками и крышами. А в хорошую погоду, наверное, и звёздами.
|
|||||||||||||||
День третий. 17 сентября 2008 г Smederevo…Vranovo… Pozarevac… Veliko Gradiste… Golubac Дистанция 83,8 км. Ходовое время 4.09 часа. Максимальная скорость 43,4 км/ч. Общий набор высоты 550 м. Температура +10. От Пожареваца дождь. Утром на кухне познакомились с двумя швейцарками. Пока завтракали, взаимно просвещали друг друга относительно себя и своих планов. Девушки направлялись через Болгарию к Черному морю. И это было их первое велопутешествие. Они жаловались на непогоду и барахлившую велотехнику. И если с первым мы помочь и себе не могли, со вторым обещали справиться. Не тут то было! Такой системы переключения нам встречать еще не приходилось. Следуя заповеди “не навреди”, стыдливо пожали плечами и извинились. Еще у них были совсем стёртые колодки. Мы, накануне гуляя по городу, случайно наткнулись на веломагазин. К нему и сопроводили девчонок. Там сфотографировались на прощание и расстались. Как-то у них всё сложилось? Симпатичные и такие отчаянные девушки. Впервые и сразу такой вояж… Из города выехали около 11-ти. Рельеф довольно скучный, впрочем как и сама дорога. Решили скрасить это и заехать перекусить горяченького в Пожаревац. Почему-то нашли только кафану, где все кушали пироги. Мы тоже взяли пироги и по салату. Салаты, как я не сопротивлялась, положили в булки. Я кушала «русский салат» по нашему «оливье». Очень вкусно. Но много :) Из города поднялись на горку и зарядил дождь. И снова скучная дорога. Скучно, скучно и тут, на спуске к Голубацу, сложно описать – грандиозные утесы Дуная, между ними пробиваются лучи света и огромное водное пространство. Пока фотографировали, мимо нас проехали 2-е на велосипедах, довольно солидного возраста, мужчина был с тележкой, женщина с велоштанами. И опять таки швейцарский флаг. Тут зарядил сильный дождь. Въехав в Голубац, догнали пару на подходах к отелю. У нас пока ни бензина, ни продуктов, да ещё холодно и сыро. Проще говоря, ещё 4000 динар (55 евро) за двоих как с куста. Гостиница в городе одна, собе нет. За городом на ближайшие 20 км, как оказалось на завтра вставать негде. Опять всё сделали правильно. Номер приятный с видом на Дунай и балконом. Сходили до магазина, заодно прикупили бензин. Пронаблюдали странное поведение ласточек. Летают низко и часто бьются об стены насмерть, после чего лежат на тротуарах. Вот такая погода. Дождь не прекращается. В магазине была непонятная сцена вокруг литровой бутылки Жребской Крови. Наудачу нашелся русскоговорящий, который объяснил, что с нас возьмут залог за бутылку – 50 динар, завтра мы должны бутылку вернуть и деньги получим обратно. Без нашего согласия вино бы нам так и не продали. Пришлось согласиться. Дали бумажку с пометками. Решили готовить на балконе. Слава распалил примус и со смаком готовил бараньи котлетки. Покушали на славу.
|
|||||||||||||||
День четвертый. 18 сентября 2008 г Golubac(70)… Donji Milanovac(70)…(220) Дистанция 66,3 км. Ходовое время 3.39 часа. Максимальная скорость 55,2 км/ч. Общий набор высоты 570 м. Температура +10. Пасмурно. Сильный попутный ветер. Вечером +6. Утром сдавали бутылку, нашли работающее с часу дня интернет кафе, гуляли по городу, пили кофе. Шёл дождь. Торопиться не стали, решили догулять до чекаута, т.е. до 12, а вдруг дождь закончится. В городе спокойно и красиво. В кафе за соседним столиком сидел мужчина за бутылочкой пива и непрерывно курил, мужчина был с дочкой лет 9-ти. Вот такие зарисовки. Курят всегда, везде и при всех. Зашел выпить кофе – считай, что крепко покурил :) Дунай завораживает. Когда вернулись в гостиницу собрать рюкзаки, велосипедов швейцарцев уже не было. В 11-55 вышли из гостиницы – дождь закончился.
Дорога прорублена вдоль Дуная, без каких бы то ни было подъемов. Проехали старый город Голубац. Вскоре началась череда тоннелей. Всего их 21, все пронумерованы, самый длинный, из тех что мы проехали, 259 метров. За собой заметила, что если длина превышает 200 метров, т.е. я не вижу свет в конце, у меня начинаются проблемы с координацией и удержанием равновесия. Ещё минус, если на одном конце появляется машина, то звук такой, словно тебя нагоняет поезд. Жутко. Проехали 18 тоннелей. Причем все они короче, чем указано на знаках. В одном из первых тоннелей я с чего-то вдруг придумал упасть и разбить видеокамеру. Чем еще объяснить идиотскую идею снимать на ходу в темноте (значит еще и рулить одной рукой)? После прямого втыкания в дорожную яму просто чудом удержался на колёсах. Верно на небесах успели великодушно меня амнистировать за тупость, а не тыкать поучительно носом в асфальт :) В этот день мы первый раз увидели сербское солнце. Пусть на мгновенье, но увидели. А ещё увидели виндсёрферов рассекающих между Сербией и Румынией на бешеной скорости. Сёрферы были опрошены по-русски! на предмет местных погодных информеров. Самый удобный и довольно точный: vreme.yubc.net. Его потом всё время и юзали. Чувствуя некоторую вину перед Юлей за постигшее нас “южноевропейское” ненастье, показательно спрашиваю у сербов – а что, мол, такое странное происходит тут у вас с погодой? И отвечали они, что совсем недавно стояла жара под тридцать, а такая вот прохлада вообще нетипична. – Вот видишь, Юля? – это лишь недоразумение! :)
Добравшись до Доньи Милановац, хоть дождя и не было, нас посетила странная мысль…мы снова захотели гостиницу. Отель расположен высоко на горе. На подъезде встретили наших швейцарцев, уже отмытых и отправившихся на пешую прогулку. Цена 4900 динар (65 евро) нас смутила и мы решили, что пора прекращать всё это безобразие и перебираться в палатку. В городе есть собе по 15 евро с человека. Посетили супермаркет и отправились обратно к нашему повороту, от него мы укатили на 5 км. В город же изначально поехали за продуктами. Итого 10 км лишних. От поворота поднялись до 220 метров и нашли шикарное место под стоянку с видом на Дунай. Какое удовольствие спать в палатке (на сербском - шатёр). И правда, не хочется и думать, что могли лишить себя одной из лучших стоянок этого похода. В отелях, бывает, случается необходимость, но нельзя же позволить им стать дурной привычкой! :) |
|||||||||||||||
День пятый. 19 сентября 2008 г (220)…через парк Derdap… Majdanpek… Debeli… Jasikovo… (660) Дистанция 58,4 км. Ходовое время 5.01 часа. Максимальная скорость 43,2 км/ч. Общий набор высоты 1455 м. Температура +8, +13. Сухо. Солнечно. Облачно. Вечером +6. Утром проглядывало солнышко. Устроили фотосессию Дунаю и Румынии. Оказалось, встали мы вчера на краю дубовой рощи. Правда, дубы были подозрительно мелкие. Но всё вокруг было пересыпано безусловно дубовыми листьями и всамделишными желудями. У румынского горизонта беспорядочно толкались холмы, среди коих надменно поблёскивал красавчик Дунай. В полутора сотнях метров наблюдались, скорее всего, обитаемые постройки. Наш лагерь наверняка был замечен, но нас никто не беспокоил. Как и дорога, что была всего метрах в ста от нас.
Дорога пошла дальше в гору к перевалу. Машин нет. Преимущественно путь лежит сквозь дубовые рощи. Периодически на дорогу выглядывают пешие дорожки, у которых стоят таблички с их направлением. Слава резвится, то улетает вперед, то спускается ко мне. В какой-то момент он возвращается и говорит, что не будет больше так делать, т.к. только что увидел двух оленей стоящих на дороге и спугнул их, а значит я их уже не увижу. Дальше едем вместе. И тут сбоку на склоне в нескольких метрах от нас замечаем кабанов, которые резко начинают от нас улепётывать. Дубы, много желудей, должны быть и кабаны. На перевале никакого вьюпойнта. Чуть спускаемся и на границе парка перекусываем на солнечной полянке. Правда температура почему-то упала до +8°С. Приодевшись, катимся вниз. На спуске заехали на заброшенную горнолыжку. От границы парка появились машины. На развилке ещё раз смотрим в карты – на одной до Жагубицы грунт, на другой асфальт и как раз в том направлении висят внушительные тучи. Решаем падать в Майданпек, а там уж уточнять асфальт или грунт. Асфальт – падаем дальше. Перепад в городе от верхних домов до нижних 160 метров, уклоны в городе жуть. Весело должно быть ходить в гости. Внизу пьем кофе в ресторане гостиницы, а когда выходим на улицу, оказывается, что тучи уже пролетели. За городом гигантский карьер – срыта целая гора.
На развилке поворачиваем на Ясиково, снова поехали в горку, дорога скучная, по обочинам растут кусты, через небольшой перевальчик спускаемся до деревень. В Ясиково покупаем продукты. Хлеба нет. Объясняют, что привозят ровно столько хлеба, сколько заказывают жители. Коллективным разумом человек эдак в 6 решили, что можно попробовать заменить хлеб роллами «7 days». Что делать дальше не знаем, т.к. после деревни начинается подъем на перевал. А между нами уже ходит поговорка: «100 метров набрал – градус потерял». Действительно температура падает именно так. Набираем высоту, краем глаза замечаю речушку. А от самой деревни наблюдаю за задним колесом – всё-таки прокол. Время 6, уже темнеет. Слава перебортовывает мне колесо, я прыгаю вокруг чтобы не замернуть. +6. Чуть поднимаемся и видим неплохую полянку. Тщательно её обследуем и решаем вставать, но вот незадача, мы без воды. Спускаемся обратно на километр до ручейка, а когда возвращаемся к полянке уже с водой, переглядываемся и решаем, что можем найти что-то получше. Мест дальше предостаточно и одно лучше другого. С местами было не всегда так удачно. Часто вставали в темноте. Несмотря на то, что знали время прихода сумерек, нам это не очень помогало :) Но, почему-то, в этот веломесяц нам особенно везло с “тёмными” лагерями. Вечером мы тыкались слепыми котятами, а утром обнаруживали, что встать удачнее не смогли бы и ясным днём. |
|||||||||||||||
День шестой. 20 сентября 2008 г (660)…()… Zagubica…(898)… Borsko Jezero… Zlot... () Дистанция 73 км . Ходовое время 5.15 часа. Максимальная скорость 54,4 (80,7) км/ч. Общий набор высоты 1243 м. Температура от +5 до +10. Утром +5, мимо шмыгают облака. Любуемся видами, считаем баранов на горках. Пока завтракали, подошла пастушка с баранами, бараны у них с хвостами пушистыми как у лис. Разговор не состоялся из-за языкового барьера. Наш компактный бинокль бабушку ничуть не порадовал, т.к. дома у неё лежит большой – сын у неё летчик. От чая она отказалась, т.к. пила уже утром кофею и по жестам стало ясно, что от кофе теплее. С вечера нас караулила собака, близко не подходила, но выложенную для неё колбасу ночью слопала. Утром благополучно скормили ей лапшу и ещё какие-то глупости. Но вот роллы «7 days» она есть не стала.
Перевал оказался совсем близко. На спуске в деревне из трех домов Славу облаяли две собаки, он на них сильно не заморочился. Но вот следом ехала я и было смешно, с собаками гулял петух и, видимо решив поподражать хвостатым, он бросился мне наперерез, кукарекая, кое как отвернула. В Жагубице у меня случился упадок сил и я потребовала законный горячий обед в кафане. Откушали «Дымлен врат» и «Шопски салат». Было вкусно, но довольно дорого 1400 динар. Вдобавок все прокурились и наконец-то отогрелись. Почему-то при планировании маршрута меня притягивало слово "жагубица", в действительности ничего притягательного в ней не нашлось :) Из города сразу не очень спешный подъем на перевал. Машин почти нет. Довольно быстро доехали до облаков. Температура опять упала до +5. В облаке сыровато. Знак перевала с названием «Чрн Врх» стоит не на верхней точке перевала, а чуть ниже. Выехали из облака, оделись и быстро слетели вниз к озеру. Жалко на руле нет термометра - казалось, что температура росла буквально с каждой сотней метров. У меня есть - так оно и было ;) На озере рыбаки и светит солнце. Несколько неожиданно :) Есть гостиницы. Видимо летом это популярное место отдыха. Дальше решили ехать через Злот, так как эта дорога больше жмется к горам более рельефная и предположительно более красивая. Милая узенькая асфальтовая дорожка виляла по холмикам освещенным золотыми лучами заходящего солнца. То и дело попадались кукурузные поля. За очередным холмиком я не удержалась и позаимствовала у местных жителей два початка – надеюсь они не были сильно разочарованы таким моим поступком. В Злот приехали засветло, но пока бродили по магазинам в поисках хлеба начало смеркаться. Хлеб не нашли. Взяли выпечку. И лепешки «Интегральные». Когда попытались выяснить из чего они, продавщица сделала удивленное лицо и сказала – «интегральные». Лепешки были так себе, зато вот выпечка с вишневой начинкой ммм… Недалеко отъехали от города – дорога спокойная. Пару раз дернулись по отсыпанным чем-то белым дорожкам, уходящим в строну от асфальта, но все они приводили к домам, а вокруг были всевозможные посадки. Встали совсем рядом с дорогой, но зато с хорошим видом. А дневного обеда нам хватило до вечера, и не было необходимости в перекусах. Да и не очень это удобно – перекусывать в полных перчатках. Весь вечер, а потом ещё и утро варили кукурузу. Так и не сварили. Чуть поклевали, но всю есть не стали – жесткая.
|
|||||||||||||||
Связаться с нами : kyn[at]bk.ru, shalam[at]e1.ru С уважением, Юлия Кирпикова и Вячеслав Шаламов |
|||||||||||||||
|