|
|||||||||||||||||||||||||||||
Югославская осень. По стране которой нет. |
|||||||||||||||||||||||||||||
День девятнадцатый. 3 октября 2008 г (660)… Han… Risan(0)… Perast… Tivat (Donja Lastva) Дистанция 60,5 км . Ходовое время 3.12 часа. Максимальная скорость 52,2 км/ч. Общий набор высоты 278 м. Ночью пошел дождь. Спали, выходить не хотелось. Погода очень быстро менялась. Но впереди всё затянуто. Так хотелось насладиться спуском к Рисану. Пора. Слава мужественно выбирается из палатки и натягивает тент. Мастерство его уже приближается к какому-то пику, так как делает он это молниеносно. Пока завтракали, к нам подошла пастушка. Поговорили про погоду в меру нашего знания сербского. В час в очередное окно без дождя стартонули. Тут же доехали до Хана, а может это и не Хан был… Заказали в кафане по чашечке кофе с одной целью – подзарядить видеокамеру. Непонятно почему, но дождя больше не было. Долина закончилась и началась новая широкая дорога к перевалу. Старую дорогу было видно, она шла с другой стороны ущелья выше. Перевал тоже стал ниже, в высшей точке пробит тоннель. Как и положено, заехали в облако. На спуске новая дорога, встретилась со старой и закончилась, во всяком случае, на новой стоял знак «Кирпич», мы последовали дальше по старой в Рисан. И вот на повороте сквозь облако мы увидели море, точнее сказать Которскую бухту. Выехав из облака, обнаружили замечательную солнечную погоду. Рисан порадовал 20 градусами, обилием запахов и пальмами на улицах.
Но мы точно знаем, что это обман и что завтра всё побережье затянут тучи и пойдет дождь. Глядя в карту, решаем ехать до Тивата, горы там пониже, а значит и погода будет хоть и немногим, но лучше. А сегодня всё радует глаз. Этот залив стоит того, чтобы его увидеть. Пожалуй, самым лакомым кусочком является Пераст. Он выгодно выпячивается в море, глядя на юг. Проезжаем Доброту, где меня совсем не по-доброму подрезает пикап. Дорога довольно сильно загружена. Хочется уже быстрее с неё свернуть. Наконец основной поток уходит в тоннель, а мы поворачиваем на Прчань. Пляжи не выглядят соблазнительными. Но это что-то моё внутреннее. Вода кажется чистой. Но понимаю, что это закрытое пространство, по которому ходят кораблики и катера. Про Котор можно много читать, наверняка стоит там задержаться, но мы проехали мимо.
Мы почти в Тивате. Не очень приятная для нас новость. То сооружение, странными знаками обозначенное на картах, оказалось паромной переправой, дальше дорога идет в Герцег-Нови и в Хорватию. Мы попали на трассу. Немного проехав, поворачиваем к берегу сквозь частный сектор. Милая тихая набережная с пальмами и непонятными плодами на них. Но нигде нет табличек «Собе». Так мы попали в Донью Ластву. Наконец заворачиваем к какому-то дому, где хозяйка разговаривает с нами по-русски, может она и русская. Говорит, что сейчас почти ничего не сдается, особенно на наших условиях – 2 дня. Что, как правило, люди договариваются за ранее и снимают комнаты, квартиры, дома на месяц. Советует нам ещё прокатиться и поспрашивать у местных. Я, ещё раньше, заприметила двух старушек, мирно беседующих на балконе, и обратилась к ним. Они тут же позвали мужчину, ну а дальше по накатанной дорожке. И через 5 минут нам уже показывали замечательную комнатку со всеми удобствами по 10 евро с человека. По-быстрому сгоняли в супермаркет, который приглянулся нам ранее. Взяли свежего мяса, почему-то у них в основном телятина, а не говядина, готовится моментально и очень нежна на вкус. Набрали вина. Там еще был куплен джем для настоящих шоссейников, - на банке крупно красовалось – “La Campagnola” (почти легендарная Campagnolo :) ). И Славный устроил пир нашим желудкам. Ночью бродили по улицам, наслаждаясь тишиной моря.
| |||||||||||||||||||||||||||||
День двадцатый. 4 октября 2008 г Tivat (Donja Lastva) В основном дождь Дождь пошел ночью. Иногда он усиливался, иногда ослабевал, иногда даже совсем прекращался, но утром глядя вверх на Ловчен, мы понимали насколько правильно поступили, оставшись в Донье Ластве на 2 дня – горы не было видно. Устроили себе утренний пир в ресторане «Шалам для Ю-Ю», дверь нашей комнаты выходила под навес в сад, где стоял столик и стулья. В саду росли совсем неспелые апельсины, лимоны и очень даже спелые мандарины. Мимо прошел хозяин соседнего дома, завязался разговор. Он рассказал нам, что его сын в сборной Черногории по водному поло. И что их команда заняла в этом году 4-е место на Олимпиаде. Кстати Сербия взяла бронзу. Угостив нас горкой мандаринов, он пожелал нам удачи и сказал что спортсмены должны есть витамины :) Начался ливень, от которого в нынешнем нашем состоянии мы получили только удовольствие, попивая вино с фруктами на террасе. Дождь стих, мы же задумались над пополнением нашего кошелька бумажными деньгами и отправились в поисках банка-банкомата. Банк так быстро мы не нашли, зато очень быстро нашли рынок. Почему-то сегодня очень сильно хотелось рыбы, и на нашу удачу был отдел со свежей рыбой. Глаза разбегались, узнаны были только форель и скумбрия. Взято было что-то с незнакомыми названиями и на всякий случай форель. Которая оказалась самой обычной форелью, зато всё остальное, ммм… Стало ясно, что до банкомата быстрее добраться на велосипеде. Вернулись к себе и Слава быстренько скатался в Тиват, получилось 5 км. Вечером отправились в Тиват. По набережной гуляют отдыхающие, слышна русская речь, работают рестораны. У нас в Ластве мы видели только бары. В порту стоят довольно крупные экскурсионные корабли. Не так всё романтично. Мы же ищем интернет-кафе в надежде перекинуть фотки с флэшек на диск. Кафе находим, но записать они нам не могут. В раздумье заходим в фотолабораторию купить матрицу, и тут Славе приходит мысль, что они-то должны записывать. Да, такая услуга есть. Вздыхаем с облегчением. Пока писались, начавшийся было ливень стих. Через булочную, ну как без неё-то, отправились домой. Вечером, уже в какой раз, с опаской поглядываем в инет, всё идет по плану: ночью дождь, утром он заканчивается, а к обеду имеем абсолютно ясное небо. Как оно нам нужно. Завтра в планах национальный парк Ловчен, нам предстоит набрать 1700 метров.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
День двадцать первый. 5 октября 2008 г Tivat (Donja Lastva)… Езерски-Верх(1657 м)… Cetine… Dobrsko-Selo…(311) Дистанция 72,6 км . Ходовое время 6.25 часа. Максимальная скорость 49,1 км/ч. Общий набор высоты 1801 м. Тепло внизу +20, вверху +5, солнечно. Солнце ещё не вышло из-за гор, но небо чистое. Только на Ловчене ещё задерживается облачко. Заскочили на старте в магазин, уж больно запал моему повару в сердце винный уксус из Модены, берет несколько бутылочек и переливает в пластик в надежде привезти на родину. В 11 мы на дороге. Надо бы раньше, но это мы и ничего не поделаешь.
Через 5 километров сворачиваем с трассы влево подчиняясь гпс, т.к. дорожные указатели никакой полезной информации не несут. Попадаем на узенькую асфальтированную дорогу с отсутствующим трафиком. Дорожка карабкается в гору. Вскоре открывается вид на Тиват и полосу тиватского аэропорта. Изредка встречаются дома. Навстречу попадаются мальчишки на велосипедах, один из них нас несколько удивляет – у велосипеда нет тормозов и он, несясь с такой дикой горки, умудряется тормозить поставив ногу на заднее колесо. Проехав нас, ребята разворачиваются, обгоняют нас, и некоторое время резвятся вокруг. Внизу угадывается тоннель. Мы же встречаемся с верхней старой дорогой приходящей из Котора и движемся дальше в сторону Цетинье, дорога становится чуть шире. Теперь уже по другую сторону мыса виден Котор. Где-то там внизу в аэропорт Тивата садится самолетик. Жутковато и безумно красиво. За очередным поворотом к нам вышла собака. Мы смотрели на неё, она на нас. Несколько помедлив, она завиляла хвостом и, услышав, что мы ей тоже рады, решила последовать за нами. Тогда мы даже не предполагали, что её дури хватит на то, чтобы пройти с нами ещё 30 километров, скорость для неё была самая подходящая – порядка 7 км/час. Всё выше. Остановились, пофотали, перекусили. Отдали собаке колбасу, хлеба у нас не было. Сами лопали булочки из пекары. И снова всё выше и выше. Уже настолько высоко, что непонятно, как это будет выглядеть, когда мы поднимемся ещё. Но в какой-то момент всё останавливается, становится просто высоко и всё. Собака лижет камни. Останавливаемся, чтобы напоить её. На этом наши запасы воды заканчиваются. Но уже через несколько минут за поворотом, проезжая мини тоннель, попадаем под водопадик. Вот мы на развилке. Налево на Цетинье, нам направо и снова вверх. Довольно свежий асфальт узенькой дорожки радует наши колеса. Количество воздуха между нами и побережьем увеличилось, вся картинка в дымке. Пол пятого, а нам ещё катить да катить. Во время кратковременных остановок на фотографирование собака поскуливает, зовя нас дальше. Когда становится понятно, какая из вершин всё-таки Ловчен, сразу становится ясно, что дорога идет не на него, а на соседнюю - Езерски-Верх. Она ниже Ловчена на 90 метров и на её вершине стоит мавзолей. На вершине же Ловчена какие-то вышки, их мы и видели из Доньи Ластвы. Дорога заканчивается на высоте 1570 метров, от собе мы проехали 40 километров, соответственно 35 из них почти чистый подъем. Уклон весь подъем был довольно умеренный и равномерный.
На верху площадка, от которой начинаются ступеньки, по которым мы пешком поднимаемся до 1650 метров и оказываемся у входа в мавзолей. Наша собака уже там и сторож всячески не желает её впускать. Платим по 3 евро с человека. За мавзолеем дорожка и смотровая площадка. Контакты нещадно скользят, улететь вниз совсем не хочется. Холодно жутко, хоть мы уже и оделись, торопимся. Ну что сказать, вся Черногория на ладони – видно и Боботов Кук и Скадарское озеро :) Возвращаемся, собака уже разгуливает по мавзолею, пока сторож общается с какими-то иностранцами на неведомом ему языке. Завидев нас, она радостно бросается навстречу с объятьями. Тяжело на душе. Придется нам здесь расставаться. И куда она дальше одна, это даже ей неизвестно. Но создание это доброе и общительное, откуда-то уже нашедшее себе прямо наверху обед. От нашего пирога в шоколаде она отказалась. Перекидываемся парой слов с русскими ребятами, они путешествовали на машине. И летим вниз в Цетинье, в надежде найти собе.
Собе не нашли. Есть гостиница, из одного названия которой "Интернациональ", становится понятно, что она не для нас. Уточняем – 83 евро за двоих. Обидно. Хотелось утром погулять по городу. Заезжаем в магазин за продуктами и набираем воды. Стемнело. На выезде из города видим указатель «Apartament», заворачиваем, интересуемся – 40 евро за двоих. Желания останавливаться уже нет. Выезжаем из города по широкой трассе на Подгорицу. Проехав по ней буквально с километр, сворачиваем направо опять же по гпс, на указателе написано много чего, но ничего знакомого. Дорога пуста и довольно разрушена, проложена по склонам, петляя, в отличие от новой трассы прорубленной напрямую. По столбам становится ясно, что это старый тракт. Присматриваем место, но над нами скалы, под нами обрыв. Проезжаем несколько довольно неоднозначных развилок, внизу огоньки деревень, хочется видеть, наверно красиво здесь… Асфальт становится всё более разбитым, крадемся. Т-образный перекресток, слева приходит дорога от основной трассы, поворачиваем вправо в направлении Риека-Чрноевича и почти сразу выезжаем на 3 огромные пустые террасы прикрытые от дороги деревьями. Здесь уже встречаются машины – примерно одна в час. Спустились до 300 метров, но вечером холодно и вдобавок влажно. Долго мучаем примус. Наконец, когда он всё-таки заводится, варим на всякий случай побольше, чтобы хватило и на завтра. |
|||||||||||||||||||||||||||||
День двадцать второй. 6 октября 2008 г (311)… Rijeka-Crnoevica… Virpazar… Limljani(260)…(800)… Bar(0)… Susanj Дистанция 75,1 км . Ходовое время 5.32 часа. Максимальная скорость 42,3 км/ч. Общий набор высоты 1233 м. Тепло, малооблачно. Утром примус умер окончательно, порвались обе кольцевые прокладки на кранах из-за частых чисток, сопровождающихся разборками. Пожевали то, что было, а было у нас надо сказать немало, включая «Sirko» (местная вкуснятина), запили оставшимся с вечера Вранацем и отправились в путь. День был интересным, насыщенным и красивым. Городок Риека-Чрноевича расположен почти на нуле над уровнем моря посреди гор. Протекает через него идеальной прозрачности речка, где на привязи стоят лодки. Насколько помню, это уже территория парка «Скадарско йезеро». Здесь, на развилке через мост, дальше дорога сужается и петляет по горам сначала взбираясь на 150 метров, а потом и на 230 – это чтобы лучше видеть тебя, Черногория. Поначалу встречаются поселения, много виноградников. Дальше всё больше брошенные продающиеся дома.
Последняя маленькая петля и начинается спуск к Вирпазару. Здесь мы должны были пересечь трассу, но Слава, ехавший впереди, почему-то поворачивает направо и мчится прямо по ней в направлении Петроваца. Сложно сказать, что на него нашло, а может просто шоссейник увидел прямую хорошую дорогу. Еду за ним в ожидании, когда он обратит на меня внимание, догнать не представляется возможным. Этих нескольких минут оказалось достаточно, чтобы ощутить всю нервозность сей дороги. По одной полосе в каждую сторону, чуть только свободный участок, из-за фур выскакивают на встречку легковушки, хорошо если только легковушки. Живо вспоминается наша М5 в промежутке от Златоуста до Уфы. Наконец-то разворачиваю Славу, и мы благополучно возвращаемся в Вирпазар. В городке много туристов. На мостике через речку молодые художники вырисовывают свои шедевры. Наша развилка. На гпс дороги две, волей случая мы поехали первой нижней. Сначала она идет долиной недалеко от реки, ширина её такова, что машина, подъезжающая сзади, не может обогнать велосипедиста. Начинаем потихоньку набирать. Лимльянов несколько. В садах висят спелые огромные персики и не менее огромные гранаты. Гранаты настолько спелы, что лопаются прямо на ветках. В очередных Лимльянах меня дожидается Слава, магазинов в деревне нет, зато его угостили гранатами. Останавливаюсь справиться - где тут магазин? Мужчина, возившийся с гранатовым деревом, “обрадовал”, что в нашу сторону ближайший только на побережье, в Баре. Черногорец интересуется – “чех? полска?”, сдаюсь - “рус”. Гранатовод тут же начинает отбирать с дерева самые безупречные плоды и одаривать меня. Никогда не ел таких сладких. Спелые сочные, как мы их лопали, въедаясь прямо до корки, зерна сыпались в разные стороны. Мы на 260 метрах, до перевала на высоте 800 осталось 15 километров. Чуть проехав, понимаю что прокололась, в деревне на дороге было много стекол, выбираю вид поинтереснее и бортуюсь. Слава где-то впереди.
Делаем огромную петлю, и наша дорога выходит на вторую основную дорогу к Бару. Эта дорога широкая и проложена менее витиевато. Судя по карте, она короче нашей на 5 км. С перевала пятнадцатикилометровый спуск к городу с красивыми видами.
Здесь, конечно же, тепло. Выбираемся на набережную и движемся в сторону противоположную от порта. Уныние. Вовсю идут работы по разборке пляжных увеселительных заведений. Так мы попадаем в Шушань, пригород Бара, по сути, его частный сектор. Здесь уже повсюду собе. Но снова та же проблема, как только узнают, что мы на 2 дня, сразу отказывают. Попадаем на русских. Хозяин говорит, что меньше чем за 30 евро за комнату ему всё включать просто невыгодно. Огромный дом пустой, мы в нем одни. На том и порешили. Поднимаемся на крышу попрощаться с солнышком. Вечером +15.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
День двадцать третий. 7 октября 2008 г Bar… Ulcinj… Bar Дистанция 68 км . Ходовое время 3.41 часа. Максимальная скорость 50 км/ч. Общий набор высоты 811 м. Тепло, солнечно, сильный холодный ветер.
Сегодня едем в Ульцынь на Велика Плажа. Заскочили на ЖД вокзал убедиться, билеты ли мы всё-таки купили в Белграде :) На станции обнаружили милую картинку, на которой нарисованы все поезда и все вагончики в них и даже багажные с врисованными разноцветными машинками. Сквозная нумерация видимо всех сербских вагонов нас несколько поразила. Нашли свой, под номером 450, и на этом успокоились.
До Ульцыня ведет несильно загруженное шоссе. Три тоннеля, один из них достаточно, но терпимо длинный. Мы ожидали от поездки получить большее удовольствие, что есть, то есть. Можно сворачивать по указателям на пляжи. Один раз воспользовались этим. Каменистый приятный пляжик в закрытой бухточке, вокруг на берегу частный сектор и несколько отелей. Это куда лучше Бара.
В город заезжать не стали, а затарившись в огромном супермаркете (порадовал огромный выбор турецких кексов) поехали сразу на Большой пляж. Пляж оказался гигантским. "Песчаная полоса шириной 60-100 метров и протяженностью 12 км." Конца пляжа видно не было. Мелкий-мелкий песочек незнакомого темного цвета. Жаль, дул сильный холодный ветер, мы ограничились омовением ног в Адриатическом море. Вода теплая и прозрачная. Укрылись за стеной закрытого бара под странным названием «Miami». Пустой пляж и на нём кто бы вы думали, русские туристы. Обманом их что ли завезли сюда в это время. Скоро отдыхающие удалились, наверно к ужину, на их место пришла съемочная группа. Снимали какую-то неуклюжую скованную девочку, показывающий ей движения оператор кружился и прыгал куда привлекательнее, чем она.
Жаль, но нам пора обратно, надо бы очутиться в Баре до темноты. Подъезжая к дому встретили хозяина. Пока здоровались, подошли двое мужчин, новые постояльцы, сегодня приехали из Москвы. Немного потрепались. Ужинать направились в ближайшую конобу «Солнце». Покормили отвратительно. Взяли 20 евро. Пришлось срочно запивать Пеленковацом глядя на лунную дорожку. Да уж, поужинали так себе. Может просто с блюдом не угадали. Пока ждали наш заказ, к официанту забежал в гости приятель, который ничуть не стесняясь, всучив нам буклет с рекламой какого-то (видимо не чужого для себя) ресторана с “настоящей армянской кухней”. Порадовались такой приятельской непосредственности :). Хозяин насоветовал Черногорский «Vranac Pro Corde» 2006 года, Вранац оказался хорош.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
День двадцать четвертый. 8 октября 2008 г Bar… Тепло, солнечно. На сегодня подвигов не запланировано. Шлялись по городу. Покушали опять так себе. В воду так и не залезли, хоть сегодня и без ветра. На пляжах грязно, в воде плавают бумажки и прочие прелести после, казалось бы, небольшого шторма. Да и бывает ли в больших городах идеально чистое море? Прилегли под солнце на прибрежную галечку, мурлыкали о чём-то, мурлыкали, пригрелись и задремали. Даже галдевшие на набережной барские (г. Бар) детишки нам не мешали.
Вечером поезд и в 6 утра следующего дня мы уже будем в Белграде. Были определенные сомнения относительно посадки с велосипедами. Но проводник, посмотрев наши билеты, подсказал только номер купе. Купе было комфортным. Две широченные мягкие полки, нижняя превращалась в диван. Умывальник. Была и третья полка длиной в 2/3 от обычных и тоже застелена белыми простынями. Недолго подумали зачем она и сложили туда велосипеды. Потом нам предстояло пристроить куда-то лесенку, самую обычную лесенку, которая, видимо, предназначалась, чтобы залазить на эту третью полку. Окно открывалось ручкой, которую надо было крутить, как будто мы травили канаты на яхте. Все было мило и удобно, жаль, что нам ехать только одну ночь. Если судить по языку, на котором были исполнены разные таблички с мануалом, вагон был немецкого производства. Его неразгаданная загадка – что-то вроде служебной офисной стойки проводников прямо напротив пары туалетов в конце вагона :). В окне плыла густая черногорская темень, вагон убаюкивающе покачивался и быстро сморил Юлю. А мне так не хотелось сокращать сном эти считанные часы. Я потягивал вино, наслаждался дорогой, периодически вскакивал, открывал окно и выставлял неспокойну головушку навстречу душистой темноте. Огни селений проплывали то напротив окна, то где-то глубоко внизу. Счёт тоннелям был потерян сразу. Некоторое время мы следовали настолько рядом с автодорогой, что вполне можно было погадать по лицам водителей об их мыслях. |
|||||||||||||||||||||||||||||
День двадцать пятый. 9 октября 2008 г …Beograd С погодой повезло :) Поезд опоздал, в городе мы были в 8, что не могло не радовать. Долго собирались, у Славы спустило колесо. Сегодня солнечно и тепло. Пожалуй, самый теплый день всей нашей поездки. Эх, в такую б погоду нам стартовать. В шутку предлагаю Юле считать всё репетицией и теперь уже повторить набело весь наш сербско-черногорский маршрут. Поразмыслив над картой, отправились искать парк, в гостиницу устраиваться пока рано. Расположились перекусить на лавочках под стенами Старого города. Рассуждали, вспоминая Юджина, что чувствует путешественник одиночка приезжая в большой незнакомый город. Почему-то ничего подобного испытать не захотелось.
Катнули по городу в поисках недорогой гостиницы. Безуспешно. Вернулись в район вокзала. Здесь выбор наш пал на гостиницу «Београд» от объединения «ЖЕЛТУРИСТ», как гласила табличка. Перевесил вид из окна на довольно спокойную улицу. Цены на 2-3 звезды везде примерно одинаковые и колеблются вокруг 50 евро за двухместный номер с завтраком. Спустились в ресторан гостиницы позавтракать. Оказалось, что завтрак уже закончился, и из предложенного меню можно выбирать только обеденные блюда. Заказали салат на двоих, по супу, по пюре, по мясу и чайничек чая. Я себя почувствовала глубоко обманутой, когда официант подал второе. Это были гигантских размеров тарелки с неимоверным количеством пюре и, я заказала куриное мясо, мне так показалось, что в мою тарелку поместилась вся курица, у Славы была свинина, в его сторону я даже боялась посмотреть. Легкий завтрак не удался, зато удался очень даже плотный и вкусный обед. Отдали за удовольствие 1000 динар (500 руб) – ну почему так мало, а? Остатки Славиного мяса сложили в булку, получился огромный сэндвич. Сегодня мы пешие туристы. Первое, что попалось на глаза – натовские бомбежки 1999 года. Слава, зачем-то устроил им довольно длительную фото и видео сессию. Всё это очень тяжело страшно и совсем не хочется представлять. Впечатляет, как эти ракеты, обойдя исторические здания, угодили точно в Министерство Обороны. Одно дело проходить их в институте, другое, видеть последствия наяву. «Земля-Земля», «Воздух-Земля»… Гулять быстро поднадоело, и мы вернулись в номер, заглянув по пути в пекару. Продавщица честно рассказала нам, что из того, что у неё есть самое вкусное и свежее. И долго не могла объяснить начинку одной лепешки. Когда стали кушать, оказалось что это морковка :) Ну и конечно, лепешки «Интегральные» рулят! Вечерний променад был намечен в исторический центр города. Прошли до пешеходной улицы. Заботы о ближних не оставляли нас, пришла пора сувениров. Набрали дурацких, но, самое главное, не китайских магнитов. Зашли в магазин стильных сувениров с местным колоритом, но и там ничего не приглянулось. А задача стояла непростая – подарок на день рождения маме. Остановились, в задумчивости, посмотреть на уличного художника, который распыляя краску из аэрозольных баллончиков на лист бумаги, делал всевозможные веселые движения по листу то бумажками, то кисточками, то просто пальцами и в результате выходили занимательные картины. Пара минут и картина высыхала. Переговорили с пареньком, у него даже были рамки. Вот и подарок, сиё магическое действие было отснято на камеру. При просмотре фильма, уже дома, в момент, когда художник показывает законченную работу, мы достали эту работу и вручили маме. Всем было приятно. Картину понесли в гостиницу. Гостиница оказалась почему-то далеко, и когда мы добрались до номера, Слава сказал, что у него мозоль, и он сдаётся. Немного погрустив, решили продолжить прогулку на велосипедах. Это был верный шаг. Уже через несколько минут мы проезжали мимо художника, а ещё через несколько были в Старом городе. Полюбовались сверху на вечерний город и на вечерний Дунай, а на выходе зависли около фотовыставки. Фотографии отпечатанные размером примерно А0 с подписями на трех языках (сербский, русский, английский) были выставлены на щитах, думаю щитов 20, на каждом по 3 фото. Это были фото о Сербии сделанные фотохудожником Драгольубом Замуровичем с параплана с моторчиком. Вот его сайт: http://www.srbija-foto.com.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
День двадцать шестой. 10 октября 2008 г Hotel “Beograd” … Аэропорт- вело Тепло, солнечно. День предстоял суматошный. Но начался он с завтрака в ресторане гостиницы. Классический вопрос: омлет или холодное мясо, белый кофе, молоко или чай. Опять всё вкусно. Наконец-то загадка белого кофе была разгадана: каждому из нас принесли по два миниатюрных чайничка, в одном кофе, в другом молоко в обоих поровну. Нам осталось только смешать содержимое в чашках. До самолета времени достаточно, но нам предстоит ещё упаковать картину. Выезжаем в поисках картона, но в магазинах продавцы только пожимают плечами. И тут на глаза попадается склад всевозможной тары. Всё получилось. Но почему-то времени до самолета остается в обрез. Картина удачно располагается на Славином рюкзаке.
Мы мчимся в аэропорт. Но не тут то было. Наш путь лежит по магистрали, которая обозначается зелеными дорожными знаками, это может означать только одно, велосипедистам здесь делать нечего. Конечно же, мы вылетаем на дорожную полицию, разговор с самого начала не задается. Полицейский стал рассказывать нам, что мы поедем к судье (а это будет во второй уже половине дня), потом мы заплатим какой-то там сумасшедший штраф. В общем, рисовал нам захватывающие перспективы. Я на собственном опыте знаю, что такое отстать от поезда за полторы тысячи километров от нужной станции. Но свои самолёты не пропускал еще ни разу, а уж за рубежом то... Соображаю - может с нас банально клянчат деньги? Полицейский, тем временем, усадил меня в машину и начал неторопливый рассказ о том, что тут ехать опасно, что мы, хоть и из страны, которая всегда помогает его стране, не должны так поступать. В общем нас простили, только как русских, пусть и после воспитательной беседы. И даже разрешили продолжить ехать по магистрали, благословив таким образом на дальнейшее нарушение правил, пожимая при этом плечами. Конечно, мы были неправы, нарушая правила. Но другая дорога в аэропорт идёт уж шибко огородами. К тому же, на этой же дороге (по прибытии) всё как-то обошлось. Ну разве что на большой мост не пустили, но это уже было в черте Белграда. В тот раз мы просто съехали с магистрали и прошли другим мостом, поскромнее. Весёлый, кстати, мост! - Всего две полосы - ваша и встречная. Но прямо на этих же полосах проложены и трамвайные пути, т.е. машины на мосту терпеливо едут за рельсовым транспортом. Естественно, когда нас догнал трамвай, нам совершенно некуда было деться, кроме как залезть с проезжей части на пешеходку. Можно было, конечно, продолжать движение и затормозить весь поток до нашей скорости. Поскромничали. В аэропорт мы влетаем на всех парах, прямо у стойки упаковываем велосипеды и на регистрацию подходим за 2 минуты до её окончания. Но это не все. Сначала претензии к колесам, упаковать мы их не успели, и Слава отправляется за услугой в соседний зал. Девушка за стойкой куда-то звонит и сообщает мне, что мы должны заплатить за велосипеды, предлагая пройти к стойке авиакомпании. Я возмущена. 4-й раз летим с "турками" и впервые такой сюрприз. Представительница авиакомпании ссылается на какую-то бумажку, мол, велосипеды это спорт-инвентарь. И самое веселое – эта бумажка есть только на турецком языке. Приходится убеждать её, что знаю турецкий и, наконец, мне показывают эту загадочную бумажку, вместе находим в ней бисиклеты по 30 евро. Остается только узнать возьмет ли она карту «Visa», налички у нас уже нет. Возвращаюсь к стойке регистрации. Там Слава весь в мыле вернулся с упаковки. Ему пришлось бегать менять, обменянные уже было евро, назад на динары, т.к. упаковщик брал только динары. Отправляю его к стойке авиакомпании доплачивать за велосипеды. Тем временем посадочные наши готовы и девушка сообщает, что я сама должна донести негабаритный груз в другой конец зала. Тележек нет. Понесла велосипеды на себе… В рамках таможенники, как положено, ещё поприставали, что, мол, за художественную ценность мы вывозим из страны? и предупредили, чтобы в следующий раз у нас на неё были с собой документы. Мы согласились – в следующий раз – конечно! Потом молодой человек с интересом разглядывал эксцентрики, рассуждая видимо, не холодное ли это оружие, но подглядев в паспорт и увидев, что мы русские, тут же пропустил нас без вопросов. После такого количества стрессов взяли в Duty Free виски “Teachers” и всю дорогу до Стамбула пили за учителей. В Стамбуле сдали уже в знакомую камеру хранения ненужные вещи, спустились в метро и через час были в центре, после Сербии в глаза бросается ухоженность, в этом городе другие деньги. По дороге разговорились с русской девушкой, которая 10 лет живет в Турции. Вышли вместе на Бешикташе, там и распрощались. Дворец уже был закрыт. Посидели в кафе неподалеку за стаканчиком турецкого чая, как нам его не хватало всё это время. Нашли банкомат, сняли немного лир и направились в магазин. Айран, кексы, печенье… Взяли очередную упаковку чая, понимая, что дома ТАК заваривать его мы не научились, клятвенно пообещала Славе, что найду правильные чайники. Целей на сегодня поставлено немного: чай, айран, пиде. В поисках пиде отправились вверх. Этот район мы ещё не знаем. Дорога становится всё круче. Сомневаюсь, что смогла бы заехать сюда на велосипеде. Попадаем на довольно людную улицу заполненную туристами и 5-ти звездными гостиницами. Одним глазком взглянули на площадь … А немного отойдя устроились в пиде. Тестом здесь не жонглировали, но всё равно было вкусно, особенно с айраном. Начался дождик. Нам пора возвращаться к метро. По скользким камням мостовой под такую горку делать это было небезопасно. Вышли как раз к станции через одну от Бешикташа. Так не хочется расставаться. Замечаем чайную. Приятное завершение вечера. На нас смотрят вопросительно. Говорим заветные: «Чай. Ики бардак». Приглашают пройти. Дело в том, что женщин в этих заведениях в Турции мы ни разу не видели. Наслаждаемся крепким напитком. Тут я западаю на ложечку. Предлагаю Славе попробовать её купить в качестве сувенира. Торговля не задалась. Ложечку нам подарили, за чай денег не взяли и вдобавок пожелали «Гюле, гюле». Да, это Турция. На обратном пути в аэропорт случилось ещё одно знакомство. Турок изучает русский язык, при этом знает английский и испанский, ехал кого-то встречать в аэропорт. Протрещали всю дорогу. Заодно в вагоне нашлась ещё пара человек владеющих русским. Было весело. А дальше дьюти фри, самолет и хмурая родина. Ночью к нашему приезду выпал снег, взлетно-посадочная полоса впечатляла. Но зато дома тепло и горячая вода из крана без бойлера.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Связаться с нами : kyn[at]bk.ru, shalam[at]e1.ru С уважением, Юлия Кирпикова и Вячеслав Шаламов |
|||||||||||||||||||||||||||||
|