|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Югославская осень. По стране которой нет. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День тринадцатый. 27 сентября 2008 г (860)… Pokrvenik…(1045)… Tutin… Сербско-Черногорская граница… Rozaje… тоннель Lokve (1336) L = 1117 м… Berane(660) Дистанция 84 км. Ходовое время 5.27 часа. Максимальная скорость 47,4 км/ч. Общий набор высоты 1035 м. +5. Дождь. С места стоянки спустились на 120 метров вниз к дороге и потом долго набирали их по асфальту. Скоро проехали перевал. Там и начался дождь.
Тутин довольно крупный город. Зашли в большой супермаркет. Оторвались по продуктам последний раз на динары, но алкоголя до сих пор нет. Там я наконец-то купила черный чай, назывался он «Русский черный чай», ну а произведен был в Грузии. Видимо для сербов мы как и для турков все русские до сих пор. В этом магазине девушки-продавщицы были особенно улыбчивы и доброжелательны. Даже вышли нас проводить, напоследок успев выпытать у нас все наши планы и маршрут :)
Спускаемся от города на трассу и сразу попадаем на пост. Серб говорит, что это пост на границе с Монтенегро (они обязательно называют страну Монтенегро и поправляют, если сказать Черногория), забрал наши паспорта, через минуту вернувшись, сказал, что поставил нам штампики. Слава на всякий случай его проверил. Проехав по мосту мы попадаем в ущелье. Гигантское ущелье с отвесными стенами, где-то далеко внизу вода, где-то высоко вверху небо. Таких чудес мы ещё не видели, потом оказалось, что для Черногории это норма. Машин немного, но, тем не менее, это трасса. На посту со стороны Черногории, тормозимся, до сих пор идет дождь, холодно и я одеваю вторые бахилы, благо там лавочки и навес. Слава возвращается с печатями и не один. Молодой человек, таможенник, неплохо говорит по-русски и даже шутит. Выясняем у него границу мусульманского района, посетовав на то, что без ракии в такую погоду зябко. Он нас успокаивает, что в это время погода всегда такая и что через 200 км Подгорица и там тепло. Было так приятно, в утомлении чужой непогодой, вдруг поговорить на родном языке. Всё-таки удивительно, что его знают где-то за пределами нашей страны. Как сладко было слушать этого черногорца – вроде очевидно, что слов знает немного, но те из них, которыми он пользовался, произносились им почти идеально, даже с неким шармом. После границы сразу пропали все надписи на кириллице, в том числе и дорожные знаки. Холодно, дождь +5, всё-время в перчатках. На ходу кушать не получается. Останавливаться тяжело, т.к. быстро замерзаешь. Улучшаем момент за ветром и быстро лопаем по паре бутербродов, о горячем чае даже не помышляем. И снова начинается это безумное ущелье. Ехать страшно, т.к. ограждение по краю невысокое и сидя на велосипеде понимаешь, что центр тяжести всяко выше этого хлипкого заборчика, а справа обрыв и далеко-далеко внизу речушка. Впечатления сильно разбавляют грустную погоду. Её настрой усугубляется тем, что дальше наш путь должен пролегать на подобных высотах и милости ждать неоткуда. Появился жирный минус – водители считают, что нас надо приветствовать или наоборот… Но когда тебе навстречу в тоннеле несется грузовик и радостно сигналит. Кто сталкивался с таким – поймет. Почему такая разница с Сербией – загадка. Рожае большой город. В магазине набрали продуктов, за евро получается чуть дешевле чем за динары. Продавщица рекламировала нам пшеничную водку, мы же настаивали, что нам нужна виноградная. В итоге взяли итальянский брэнди, который мне не понравился. На выезде из города настроение у меня уже было совсем упадническое на тему, что неплохо было бы упасть в мотеле. Два мотеля мы проехали, пока я донесла до Славы свою мысль, Слава тут же согласился, но мотелей больше не было. Смеркалось, мы явно куда-то поднимались. Въехали в облако. Слава не выдержал и попросил огласить планы, т.к. и гпс и карты были у меня. Что значит не выдержал? Не люблю долго ехать вслепую, в информационном вакууме. Изредка прошу показать карту, чтобы “визуализировать” ближайшие десятки километров. Каждый имеет право на роуд-бук! :) Я его успокоила, сказав, что если нам ещё и подниматься, то метров на 200 не больше. Вставать было особо негде, прямо сказать, совсем негде, так что мы катили дальше. И докатили мы до тоннеля длиной 1113 метров. Блин. Одели налобные фонарики. Ничего не видно. Освещение вроде есть, а вроде его и нет. Т.к. лампы как зажигаются, так и гаснут, но одному им известному графику и бывали моменты, когда мы оказывались в полной темноте. На выезде из тоннеля закрытая гостиница. Ну что ж. Плюнули, дунули и доехали до Беране. По дороге выехали из облака, погода наладилась и стало теплее. Хотя вечером снова было +5. Мотелей нет, собе нет, гостиницы опять все в звездах, цены от 50 евриков за двоих. Слава общается с каким-то водилой, который рассказывает об ещё одной гостинице. Гостиница очень тайная, т.к. ещё недостроенная и нет у неё дверей. Заходишь в открытое фойе, стоит стойка ресепшена, отделка на месте, комнаты красивые, но холодно и ничего непонятно. Наконец-то вызванивают какого-то мужчину, мы предположили что прораб, он приносит нам электронный ключ-карту от номера и, о чудо, у нас есть электроплитка (которой мы натопим комнату) и горячая вода, за 20 евро за двоих нас всё конечно же устраивает. Согрелись, отмылись, покушали и внезапно заснули, а когда проснулись, в город идти уже было поздно. Новые электроплитки в нашем новом номере немного подымили при включении, элегантно намекнув тем самым, что мы тут самые первые постояльцы. Несмотря на явную незавершенность объекта в целом, конкретно наш душ порадовал по-настоящему горячей водой и абсолютно нормальным напором. Лениво погадали над дизайном нашего номера – не вполне походил он на гостиничный. Может общежитие? Велосипеды ночевали вместе с нами. На наш вопрос, можно ли завести их в номер, мужчина ответил: «А почему нет», после чего добавив: «Завтра кто-нибудь уберет…» На беглом английском :) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День четырнадцатый. 28 сентября 2008 г Berane(660)… Gnjili Potok…Kucki(1573)… Matesevo…(1008) Дистанция 54,2 км. Ходовое время 4.19 часа. Максимальная скорость 36,9 км/ч. Общий набор высоты 1044 м. Внизу +12. Вверху +3 дождь в облаке. Утром погода чудная. Малооблачно и тепло у нас внизу. На вершинках гор вокруг болтаются облака. Выехали совсем поздно, т.к. не было чекаута. Усовершенствовали крепление видеокамеры. Чуть проехав понимаю, что не лады с передними тормозами. При более тщательном осмотре, решаю поменять колодки. Т.к. процедура осуществляется прямо в центре города, наблюдающего за мной Славу, тут же окружают любопытствующие детишки. Вообще, не очень-то по мне эта роль – добренький лев из “каникулов Бонифация”. Но было ясно, что если не отвлечь внимание на себя, неугомонные дети не оставят Юлю в (так нужном ей) покое. Забавные детишки, поржали вместе – они над некоторыми русскими словами, я над некоторыми сербскими :) Наконец в путь. Дорога из спокойной, после поворота на Гньилы Поток, превращается в очень спокойную и становится шириной ровно в одну машину. Терзают сомнения по поводу асфальта, не верится, что у него не будет конца, набираем высоту очень быстро и видно, что дождь начнется с минуты на минуту. Дождь начался, асфальт не закончился. Красиво, тихо. Жаль, что облака не дают насладиться всем этим до конца.
Скоро мы на перевале, уже +3 и мокро. Наша задача спуститься как можно ниже. Жаль, что это ниже, не может быть ниже 1000 метров. Дорога на спуске похуже. Километров через 5-8 она вдобавок сильно разрушена селем, в объезд накатана грунтовка. Проезжаем без проблем. Ниже по течению реки строительная техника. Вероятно, скоро всё восстановят. Магазинов нет. В Матешево нам показывают комнатку в доме без таблички – это и есть магазин. Покупаем то что дают. Набираем воду. Ещё в Беране решили, что эта погода нас достала и на перекрестке поворачиваем на Подгорицу. Полтора дня и мы у моря. С сомнением смотрю на своё переднее колесо. Так и есть – прокол. Травит медленно, бортоваться смысла нет, только потеряем время, скоро сумерки. Приглядываем место под палатку. Скоро на глаза попадается замечательная ровная полянка с домом без хозяев и сливовым садом. Устраиваемся поодаль под деревьями. Сливы уже собрали, а то что осталось, дособирала я. Вот незадача, хоть и холодно, но над нами звездное небо. Оказывается и в Черногории есть звезды. И эти звёзды, нагло подмигивая, лишают нас всей нашей решимости повернуть наконец к теплу и морю. Решаем не решать ничего на ночь, утро вечера мудренее. Делаю для себя открытие - «Черногорский Вранац» кислятина. Хоть и стоит дороже сербского «Вранац» от «Вино Жупа». В борьбе с перманентной балканской прохладой мы родили новый способ употребления красного вина. Перед употреблением мы хорошенько разогревали его на primus’е. В таком недоглинтвейновом виде оно нас хорошо согревало. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День пятнадцатый. 29 сентября 2008 г (1008)… Matesevo... Kolasin… Mojkovac…мост(770)… Bistrica… Zabljak(1400) Дистанция 100,4 (103,8) км. Ходовое время 5.57 (5.43) часа. Максимальная скорость 50,3 (51) км/ч. Общий набор высоты 1303 м. До поворота солнечно +14, ветер встречный северный. После поворота малооблачно +11, дороги по ущелью иногда смочены, но мы в дождь не попадали. Светит солнце и если выбраться на него из тени деревьев, то довольно тепло. Не хочется верить, что всё закончилось, и мы не увидим Черногорию. На смс-ки на родину с просьбой о срочной сводке погоды быстрого ответа нет. И интернета у нас нет, т.к. при въезде в Черногорию наша симка подцепилась через «T-Mobile», а работает он из ряда вон плохо, сегодня совсем никак. Звонить же наша симка на родину так и не захотела, хотя звонки принимать мы могли. Медленно собираемся. И, наконец, догадываюсь принудительно подключиться через другого оператора, получается! Скорости на грани фантастики. Наш верный помощник Vreme Yubc сообщает приятную новость, сегодня малооблачно, а вот завтра в Жабляке ясно и днем до +8. Послезавтра уже так себе. Решение может быть одно – нам опять не на море, нам “в другую сторону”. И сегодня ночуем в Жабляке. А завтра рано утром стартуем на Боботов Кук. Стартуем, тем не менее, опять около 12-ти. Собаки в Матешево, облаявшие нас вчера, сегодня мирно позевывают. Тара сверкает в лучах солнца, здесь у неё ещё обычный цвет самой обычной уральской речки. Железная дорога, как обычно, выходит из дырки в горе, проходит по мосту, и заходит в дырку напротив. Скоро мы в Колашине. Жители повыползали на улицу погреться на солнышке, все устали от этих бесконечных туч. Городок милый, ухоженный, явно ориентированный на туристов. Задерживаться нам сегодня особо некогда. Так что фотографируемся, радуемся и выбираемся на трассу.
Трасса загружена терпимо, да и кусочек у нас совсем небольшой 20 км. Оглядываемся. На горизонте наши вчерашние Кучки раскрасавицы. Проезжаем поворот к Биоградску озеру, ещё дома, просматривая отчеты, я не так и не поняла, зачем все туда ездят, носить на себе велосипеды по горе почему-то тоже не хотелось. Поэтому, решение о непосещении было принято ещё с месяц назад, но, тем не менее, для приличия мы посомневались на развилке, Жабляк манил и манил своим Куком куда сильнее. В Мойковаце набираем всякой вкусной всячины в магазине, когда возвращаемся купить забытый лимон, его нам отдают уже бесплатно. Теперь нам вместе с Тарой налево. В долине реки хорошо, просторно и достаточно заселено. Теперь позади нас Черные Головы Биоградской горы. Впереди хмурое небо. Вот уж чего нам не хотелось. Но сегодня нам везло. Температура сильно не падала, а дождь, если и был, то когда-то минут за 30 до нас, т.к. встречался мокрый асфальт. Красиво, что тут говорить. Не дай бог кому-то попасть туда в дождь в узкую часть ущелья, так и видится как камни сыпятся на голову. Проскакиваем группу велосипедистов, народ жуется. Останавливаться не хочется, на ходу обмениваемся приветами. Распогодилось. И вот вдалеке появляется мост гигантских размеров. Мост соединяет две стены ущелья. «Выстроенный в 1941 г. мост через реку Тара знаменит в истории Югославии: во время Второй мировой войны партизаны вынуждены были его взорвать, чтобы преградить путь немецким войскам. Для этого был приглашен специалист Лазар Янкович, строивший именно этот мост. Он осуществил взрыв столь искусно, что не повредил основные опоры, и вскоре после войны мост был восстановлен.» Высота опор сооружения удивляет. Пока мы рассекали по нему взад-вперед к мосту подъехали три группы велосипедистов. После знакомства было выяснено, что все три группы из Украины. Все собираются ехать дальше вверх, но т.к. воды там на верху прямо до самого Жабляка нет (конечно же это преувеличение), то две группы спустились назад к мосту за водой, а третья была та, которую мы встретили несколькими минутами ранее. Все приехали в Черногорию на днях и с плохой погодой пока незнакомы. На Кук завтра никто не собирался. На долгие беседы времени не было, т.к. предположительно, на картах точно не указано, Жабляк располагается на 1400 метрах, а мы сейчас на 770, время 5 вечера, сумерки уже в 7, а в 8 темнеет наглухо. Мы поднимались, а под нами раскрывался каньон Тары. «Каньон реки Тара — второй по глубине в мире и первый в Европе. Общая длина Тары - 150 км, из них 85 км она течет по дну ущелья. Его глубина, или высота стен, — до 1600 м, а глубина Гранд-Каньона, прорезанного рекой Колорадо, - 1800 м. Таинственный и величественный каньон реки Тара практически недоступен для пешего туризма. Его можно осмотреть либо с воды, либо с моста.»
На первые 10 километров уклон был довольно постоянный 6%. Перевал на высоте 1340 метров. Здесь мы увидели последние лучики солнца. Въехали на плато. И о ужас. Горы, те, что впереди, те, на которые мы завтра собирались подниматься, в снегу. О планах на завтра пока думать не хотелось. Стремительно холодало, так что мы стремительно утеплились. Поскольку нашей целью были магазин и вода, то следовало таки докатиться до Жабляка ещё порядка 12 км. Решили, что Слава поедет вперед в поисках магазина, пока найдет, пока купит, там и я подъеду. Отдельные дома по дороге периодически встречаются. Не доезжая непосредственно до города километра 2 начинаются более масштабные по площади застройки – мини-отельчики и макси-отельчики рассчитанные на зимний горнолыжный период. Но т.к. парк Дурмидор является довольно посещаемым и летом местом, то и сейчас всё работает. Вижу Славу переходящего дорогу вслед за девушкой, на поиск магазина это не очень походит. Слава замерз – действительно холодно +3. Так что о палатке он даже и не думал. Зато уже договорился о приятном номере за 30 евро за двоих с завтраком. Ну что ж – «айс», в нашем случае конечно же это был «уом»! Гостиница «Belo Bor». В номере хорошо – теплые батареи, горячая вода, обогреватели, электроплитка и телевизор с двумя ужасными Черногорскими каналами. Вечером бродили по своему поселку, до города не пошли – оказалось далеко и через лес по темноте. В магазине картошку мне отдали бесплатно. По-моему, продавцу было просто лень взвешивать эти 3 штуки. А на небе всё звезды да звезды. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День шестнадцатый. 30 сентября 2008 г Zabljak(1400)… (1903)… Bobotov Kuk (попытка, поднялись до 2200)… (1880)… (1885)… Trsa(1440)…(1050)… Pluzine(750)… (870) Вело: Дистанция 59,3 км. Ходовое время 4.39 часа. Максимальная скорость 44,7 км/ч. Общий набор высоты 1095 м. Пеше: Дистанция 6 км. Ходовое время 3 часа. Солнечно, облачно. От 0 до +10. Утром по-честному поставили будильник на 6. Воды не было. Решили спать – пока не пойдет или до завтрака. Случились и вода и завтрак примерно в одно время к 7-ми. Выйдя на улицу, обнаружили машины в инее и замершие лужи. Тут же побежали за фотоаппаратами. Позавтракали знатно в уютном ресторане при гостинице. Уже даже белый кофе доставлял удовольствие. Видимо отель рассчитан на активную публику с хорошим аппетитом по утрам. Вопщем всё съесть нам не удалось :)
Пока собирались, слушали тишину и капель за окном. Выехали в 10.30. Для нас это абсолютный рекорд. Белые вершины с утра да под солнышком уже не казались такими страшными, но всё же оставались сомнительными для покорения. Надо пробовать. Проехали Жабляк, в городе шумно и не так уютно, порадовались, что не добрались до него вчера. Много солнца. Сегодня очень много солнца. Пока дорога разбита, но после поворота на Вирак качество налаживается. И тут мы упираемся прямо-таки в шквальный ветер, который дует сквозь седловину через которую нам предстоит проехать. Но ничего страшного, где за кочкой, где-то на подветренной полке серпантина удается и перекусить и пофотать. В какой-то момент въезжаем на абсолютно новый черный асфальт. Итак, грунта там нет, всё заасфальтировали. Перед перевалом хозяйство. Поначалу мы уж было обрадовались, мол, водой разживемся, а нет. Навстречу вылетают три кавказца, дом пустой. Встаем классическим клином: мы в центре, велосипеды по краям и пешочком медленно минуем собачек.
Около часа дня мы на перевале, ветер сносит, приходится немного вернуться, чтобы укрыться от него и переодеться. Выбираем камушек побольше, складываем за него велы и вперед к Куку. Тропа начинается прямо от перевала. Это потом, уже дома, внимательно разглядывая километровку, я открыла для себя, что можно было чуть проехать дальше вниз и идти к Куку через следующее седло, так бы было куда короче. Но как обычно, времени на такое детальное изучение «до» не хватило и мы пошли как есть. Сразу на тропе обнаруживаем свежие следы от двух велосипедов. «Прятать потащили», подумали мы. Тропа маркирована. В самом начале невнимательно глядя на маркировку лезем вверх через расщелину, хотя нужно было обойти кругом. Когда сбились с тропы и полезли по крутой трещине, Юля ползла выше метра на три. Сначала мне по кумполу вскользь пришел первый камушек. Второй пришел по правой руке. Ноготь среднего пальца от удивления сразу посинел. Поглядел вверх, там камни и облака, поглядел вниз, там пропасть. Вобщем, словил момент настоящей паники. Мутило толи от высоты (всегда боялся), толи от синеющего ногтя. Справился с собой (не альпинист), выполз. Обратно крутой участок шли по другой нитке, но я опять паниковал. Тут же замечаем следы двух человек. Т.е. в этот день там было четыре человека и все четыре прошли не там где положено :). Предположительно, что все они велосипедисты. Только те двое, которые идут впереди нас, имеют обувь более подходящую и у одного из них палки. Двигались мы не быстро, много фотографировали и снимали видео. Но снега и ручьев становилось всё больше и больше, кроссовки уже промокли. Далеко впереди виднелся Кук и дорога к нему пошла через курумник покрытый снегом. Мы решили, что впечатлений получили достаточно, красоты насмотрелись, а поломать ноги на скользком курумнике мы можем и дома. Тем более время поджимало, хотелось спуститься хотя бы до 1000. И, ни о чем не сожалея, в прекрасном расположении духа мы вернулись к велосипедам.
Переоделись и направились в Трсу. По дороге ещё случились два перевала высотой 1880 и бессчетное количество наикрасивейших видов. Здесь словами не описать и фотоаппаратом не сфотографировать. Дальше было довольно холмистое плато на 1400, по его кочкам мы и доскакали до Трсы.
Трса оказалась несколькими домами в поле. Прямо на въезде кафе и в нем же магазин. Когда я подъезжала, хозяин уже почти уговорил Славу взять сливовицу его изготовления. На вопрос про крепость он сказал – цхетыре-пет (4-5). Так же мы взяли их домашний хлеб. После чего ринулись вниз. 1400 и +5 это всё-таки довольно холодно, да и что будет ночью. Дорога тут же нырнула в неглубокое, но безумно скучное и прямое ущелье. По краям росли кусты. Из-за редких изгибов дороги выныривали машины. И один водитель, чуть не сбив Славу, так перепугался, увидев потом меня, что сам чуть не улетел вниз. Примерно на 1050 начался серпантин, робко выглянув сквозь кусты, там, глубоко внизу, я увидела его – Пивско озеро. Черногория вобрала в себя такие чудеса, не увидев которые своими глазами человек, пожалуй, никогда не сможет их представить. Но это зрелище как поразило меня, так и расстроило. Понимая, что из-за надвигающихся сумерек сейчас не удастся насладиться полностью всем зрелищем, не удастся сделать фотографии, помня из описаний, что впереди предстоит сеть тоннелей, спускаться не хотелось и я предлагала Славе всяческие невозможные места для стоянок. Ну я же не глядел в интернет при подготовке маршрута, потому совершенно и не ждал тут такого чуда. И был озабочен надвигающимися сумерками. А когда сквозь придорожные кусты вдруг стало проглядывать “это”… Сначала я просто остановился, - показалось, что периферийное зрение на ходу давало какую-то странную, ошибочную картину. Дело было даже не столько в высоте (которой всегда смущаюсь)… Ни тогда, ни сейчас не найти верных способов описать то, каким вздорным образом устроено там пространство – почти отвесная стена, уходящая с небес прямо к далёкой водной глади, и украшенье этой стены - серпантин дороги с россыпью тоннелей. Вобщем, лучше запланировать себе увидеть это воочию. И даже не пытаться представить это с чужих слов.
Но мы спустились к Плужине вниз на все 300 метров. Стемнело. Собе в городе нет. Есть гостиница, но, как обычно, дорогая. Зато потеплело до 12 градусов и хотелось палатки. Решаем выбираться из города. Благо всё время в гору, так что налобников хватает. Тыканья по кустам ничего не дают, зато торопиться уже некуда. И вот асфальтовая развилка влево вверх. После нескольких попыток находим место на пятерку! Жжем костер на чьем-то костровище и наблюдаем как по небу ползают машинки, это та самая дорога, по которой мы приехали из Трсы. До сих пор пробирает от фантастичности этой картины. Абсурдный вид закручивающихся по серпантину высоко в небо далёких машинок был именно что фантастичен. А внизу под нами огни Плужине. Сливовица оказалась непередаваемо-вкусной, только крепость у неё была не 4-5, а 50-60. Вот так :) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День семнадцатый. 1 октября 2008 г (870)… Niksic… Kuside(680) Дистанция 65,6 км. Ходовое время 4.16 часа. Максимальная скорость 51,5 км/ч. Общий набор высоты 895 м. Внизу +17. Вверху +9. Как обычно, проснулся первым, выглянул вокруг и… тихонечко заматерился от восторга :). Внизу невероятно-пронзительным цветом блестело зеркало озера, на его глади дремали немногочисленные лодочки, а по окружавшим нас высоким горам наперегонки носились тени беспокойных облаков. Светило то пряталось, то вдруг выскакивало точно там, где это требовалось гениальному светорежиссёру. Я то цепенел в изумлении, то вдруг начинал судорожно суетиться в попытках как-то запечатлеть это чудо на фото и видео. Утро оправдало наши вчерашние предвкушения. Водохранилище было под нами и мы, не торопясь, созерцали, фотографировали, снимали видео. Небольшое расстройство доставлял примус. Черт бы побрал этот уже черногорский бензин. Почему, если братья, то даже и бензин такой же гадкий как у нас. Покушать нам всё-таки удалось, а солнышко и окружающие красоты сделали своё дело и даже подошедшие днем коровы были интеллигентны и как будто не замечали нас.
Итак выехали мы в 2. Сразу начался нудный подъем, на первые 30 километров средний набор высоты составил 3%. То есть это означает, что мы больше набирали, чем спускались, так как делали мы и то и другое. На первом перевале заехали в один из домов, где набрали воды. На спуске не преминули заглянуть в Пивский монастырь. «Монастырь интересен не только своими святынями, но и своей современной историей. Когда в конце 1960-х гг. началось строительство плотины, трехнефную монастырскую церковь XVI в. перенесли на то место, где она теперь стоит; работы продолжались более 10 лет. В церкви любопытно взглянуть на фреску у входа: здесь изображен турецкий паша Мехмед, обратившийся в христианство.» По двору монастыря гуляет замечательная парочка: собака и утка. Когда собака переходит с одного места на другое, утка следует за ней и располагается вблизи.
Дальше дорога снова забирает вверх, можно ещё одним глазком взглянуть на водохранилище. А потом сюрприз. Дорога перестает совпадать ни с обозначенной на карте ни с GPS. Старая шла низом и заглядывала в деревушки, лежащие недалеко от реки, новая же проходит горы траверсом и встречаясь далеко впереди со старой уходит на перевал. Становится скучно и довольно прохладно. Впереди небо затянуто. Где-то внизу в долине облака расположились над какой-то деревенькой и явно её смачивают. Слева Дурмидор, там тоже всё в облаках. Как хорошо, что мы успели вчера. И опять спасибо синоптикам – не обманули. У нас пока солнце. Но скоро и мы въезжаем в облако. Сухо. Дождя так и не было. Спуск с перевала очень простой и довольно быстрый, местами нас обгоняют машины, местами мы их. Сумерки. Начинается населенка. Это ещё не Никшич, ну да он нам и не нужен. Нам интересны продукты, вода и бензин. Первый пункт благополучно покупаем в супермаркете, про воду забываем. Но вот бензин… Ни одной заправки. Первая, которая нам попалась, была в центре города. К этому времени стемнело окончательно. В поисках батареек для фонарика заглядываем в магазин электротоваров. Батареек там нет. Но продавцы, узнав, что мы русские, заманивают Славу за перегородку. Мне тоже интересно. Они этому рады и предлагают нам Йабуку (яблочная водка). Закидываем по рюмочке, набираем воду и продолжаем путь уже в другом настроении. Дорога достаточно долго неплохо освещена. Но вот дома заканчиваются и фонари тоже. Пора выбирать место. Весь грунт перемешан с камнями и даже на надувных ковриках на таких камнях не выспаться. По гпс-у видно, что слева от нас началось озеро. Этот ночной поиск стоянки безоговорочно выигрывает в номинации “самый трудный, продолжительный и отчаянный”. Мы даже всерьёз рассматривали возможность встать прямо на обочине дороги, ведущей от тракта к деревне. Где бы мы ни присматривали место, фонари высвечивали лишь торчащие повсюду камни и жёсткий колючий кустарник. Наконец, Юля отыскала небольшой пятачок, где, как ей казалось, можно было впихнуть палатку. Я в это не поверил, но послушался. Действительно, чуть подраскидав камни и подрезав колючки, осваиваем нашу скромную жилую площадь. Устраивая свой камбуз, я даже нашёл немалые выгоды в этом хаотичном расположении камней. Ужинали, вдалеке светил своими огнями Никшич. А вот озеро себя в ночи никак не выдавало. Как и многочисленные ящерки и змеи, которыми, как оказалось утром, тут всё кишело. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День восемнадцатый. 2 октября 2008 г Kuside(680)… Vilusi… Grahovo(706)… (660) Дистанция 47,9 км. Ходовое время 3.07 часа. Максимальная скорость 50,5 км/ч. Общий набор высоты 570 м. Утром перед нами предстало озеро – бессчетное количество островков и утренний туман, всё выглядело так, как будто сейчас вон там пройдет динозавр или другое чудище. Мы оказались в сказке. Здесь хорошо и даже возникают мысли, а не задержаться ли на денек. Желание же проснуться завтра в новом месте, может быть не менее интересном, заставляет нас двигаться. Но не очень быстро. По дороге за всё утро проехала одна машина. Выезжаем в час и движемся в направлении противоположном морю. Ещё утром, разглядывая Кусидэ в бинокль, заприметили часовенку и решили спуститься к ней. Деревня оказалась довольно крупной. Побродили по кладбищу на берегу озера. Слава не удержался и позвонил в колокол. Местному хранителю это не понравилось, позже он пояснил, что часовня разрушается от вибраций. Набрали у них воды и поехали, ну теперь-то точно, к морю. На окраине деревни стоит дом с окнами, выходящими на озеро. Из дома раздавалась живая музыка рокового характера, потом во дворик вышла молодежь на перекур. Нечего говорить – подходящее место для репетиций.
Желание доехать до моря было притуплено при виде ресторана на первом же перевале после озера. Мешано мясо, салат – классический наш набор, как всегда очень много, вкусно и всего за 12,8 евро. Выходя из заведения, спросила у официанта спуск ли дальше, он подтвердил. Это хорошо. Дорога не представляла из себя ничего интересного. Кочки поросшие невысокими деревьями пространство довольно открытое. До Вилуси мы ехали по трассе уходящей дальше в республику Српску Босни и Герцеговины, легковушек практически нет, зато много грузовиков. После поворота на Грахово, дорога сузилась до одной полосы, изредка встречались маленькие грузовички с дровами. Довольно скучно. Так и болтались на высоте между 800 и 1000 метрами. Грахово находится в долине на высоте 700 метров. К деревне ведет красивый спуск по всё такой же узенькой дорожке. Слава на ходу снимает видео, я за него боюсь. В магазине долго вспоминали, что же нам ещё надо, пока девушка продавщица не спросила: «Хлэб?». Она попала в точку. Через небольшой горный массив попадаем в следующую долину. Это долина Хана. Недалеко карьеры. По-моему в планах расширение дороги. Чуть отъезжаем и встаем на идеально ровных террасах под деревьями. Вечером долго сидим у костра. Прогнозы синоптиков не радуют. На телефон кто-то позвонил: с той стороны говорили по-сербски, я со своей по-русски. Наверное, разговор не получился :). Настроение этого вечера – Всё, завтра море! Накатались по холодным горам! Намёрзлись и намоклись! В нашем походе наступает заслуженная курортно-приморская стадия! :) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связаться с нами : kyn[at]bk.ru, shalam[at]e1.ru С уважением, Юлия Кирпикова и Вячеслав Шаламов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|