|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Турция в мае (продолжение) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
День третий. 1 мая 2005г Выехали в 12. Cпустились до реки (750 м)…. Kesme ( 1035 м )… S (нет на карте)… далее спускались вдоль реки до развилки на Kasimlar (поворачивать не надо), а потом поднимались вдоль реки, встали после Belence (1053 м). Утро. Солнце. Ослепительная панорама. Впрочем, ведь в Турции практически все панорамы исключительно ослепительны. Любуемся, замечая, что дорога гораздо ближе до места стоянки, чем нам показалось ночью, и не так уж мы незаметны, как воображали вчера. В праздничном первомайском небе оживленно летают туда-сюда самолётики, видимо мы находимся под оживленной авиатрассой. На восточном горизонте клубятся хмурые тучи, которые как будто не могут прорваться к нам через заснеженные еще склоны гор.
Начинаем спускаться. Спуск очень крутой - хорошо что мы едем при солнечном свете. Спуск приводит нас к мосту через тихую и чистую речку, в которой с удовольствием продолжаем не вполне законченный утренний туалет и моем посуду.
Двигаемся дальше по твердой каменистой дороге, которая изобилует подъёмами, спусками, неожиданными поворотами, за каждым из которых всегда находится что-то удивительное. Встречаем многочисленную группу байкеров (мото), которые все как один приветствуют нас. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каменистый подъём приводит нас в селение Kesme. Заезжаем вверх по узким улочкам, начинается намаз, останавливаемся, слушаем, как одна мечеть отвечает эхом другой, начинаем снимать налево-направо фото-видео, окружающая действительность вызывающе колоритна.
Заезжаем на местный рынок, пытаемся купить некоторые мелочи вроде лука. Купить не получается, поскольку нам не надо много, а за мало деньги брать отказываются. Так и взяли без денег.
Здесь у нас возникает вопрос по маршруту, т.к. на нашей карте из селения есть две дороги, та, которая влево короче, вправо длиннее - по сути петля, а сходятся они в итоге в одной точке чуть позднее. Но вот незадача – местные, когда мы им показываем Kesmekoy на карте, говорят, что не знают такого названия и что их деревня называется Kesme , а ещё все как один утверждают, что нам надо ехать вправо. Решаем, что может быть развилка дальше после деревни, начинаем спуск к реке. Спускаемся вниз, становится понятно, что развилка если и есть, то всё-таки в деревне. Так что разворачиваемся и возвращаемся в деревню. Выглядело бы всё забавно, если бы нам для этого не пришлось набрать лишних 100 метров высоты. В награду решаем испить турецкого чая с кексиками. Тем более что все очередные опрашиваемые утверждают, что нам всё-таки предстоит ехать направо и возвращались мы зря. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжая движение, наблюдаем, как течет сельская жизнь, отмечаем, как непросто поддерживать местные дороги, которые то и дело засыпает камнями. Особенно причудливо выглядели огромные, выветрившиеся столь странным образом скалы, что на крутом и веселом спуске я не поленился тормознуть и вернуться к тому месту, откуда это можно было снять. Каким образом на этих сплошных камнях произрастают еще и какие-то хвойные деревья, осталось для меня тайной.
Внизу, рядом с дорогой, то ближе к ней, то ниже, постоянно слышен настойчивый шум реки, которая как будто вредничая, пытается распихать по сторонам мешающие ей камни.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Достигаем села Belence, посещаем пару магазинов, Юля фотографирует молодую турецкую продавщицу-веселушку, которую очень развеселило наше полное непонимание её родного и такого понятного ей языка. Темнеет опять неожиданно коварно, срочно всматриваемся в окрестности, в итоге останавливаемся чуть ли не сразу после выезда из села. В селе были комары из-за большого количества скота, отъехали чуть дальше и они пропали. Пожалуй, больше комаров в Турции мы не видели... Место присмотрели неплохое, всего лишь с единственным недостатком - находилось оно на другом берегу реки. Иду смотреть брод. Брод есть. И достаточно мелкий - холодная вода всего лишь по колено, течение сильное, но не сильнее нас. Гораздо неприятнее каменная насыпь к реке, по которой неудобно и спускаться и подниматься. Переправляемся на ту сторону, устанавливаем лагерь, ужинаем, отдыхаем. Поскольку даже в почти полной темноте не заметить скотские тропы было невозможно, мы, уже засыпая, размышляем - побеспокоит ли нас утром гуляющий рогатый скот или обойдется (то есть обойдёт). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День четвертый. 2 мая 2005г … Yilanli (1200)… Egirdir (920) Рогатый скот нас утром не беспокоил. А может мы крепко спали. Пока завтракали и собирались, мимо проследовали по каким-то своим делам несколько партий важных коз, как черной, так и белой масти. Этих парнокопытных изредка сопровождали молчаливые загадочные женщины. Важными козы казались потому, что я, беспричинно томимый неясной русской удалью, решил было их попугать, но они по-русски не пугались, а по-турецки я не умел. Не скажу, что они меня совсем уж игнорировали, скорее как бы сторонились с укоризненной молчаливой досадой. Вероятно, они были просто непуганые. На другой стороне реки шумно прошла пастушка-старушка со своей стаей коз. Старушка была явно не в себе, причем, видимо, сколь давно, столь же и необратимо. Она крайне истерично и угрожающе кричала своим козам что-то такое, что точно свело бы меня с ума, знай я турецкий язык. Но её козы не обращали на неё никакого внимания и лишь, занимаясь своими делами, старались просто не терять свою вздорную госпожу из виду. День начинался тревожно, облака, которые суетливо носились над нами, выглядели вполне дождливо. Но было сухо. Разве что чувствовалась повышенная влажность воздуха. С надеждами на милость небес переправляемся, встаём на дорогу, едем.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крутим педали, косясь на подозрительную облачность, беседуем, обсуждаем увиденное. Дорога приводит в небольшой городок Yilanli. Прогуливаемся по магазинчикам, что-то покупаем. Это был первый город на нашем пути, и в нем можно было купить молоко, что вызвало у нас бурную радость, и продавец глядя на нас тоже обрадовался. Замечаю невдалеке антикварный, спартанского дизайна пикапчик, прошу Юлю запечатлеть меня на фоне этого милого чуда. Городок расположен на настолько причудливом горном рельефе, что кататься по его асфальтированным улочкам, неожиданно меняющим то поперечный то продольный наклон (не знаю эти спецтермины), было довольно увлекательно. До этого мы ехали с небольшим, но постоянным набором высоты, теперь же мы довольно круто снижались. Где-то на этих спусках остался мой рекорд велосипедной (байк!) скорости - 73,5км/ч. Со мной же навсегда остались непередаваемые ощущения от полёта на тяжелом груженом байке, когда пролетаешь птицей мимо крадущихся осторожно машин, подобно пилоту какой-нибудь формулы :) Ввинчиваясь в крутые повороты, замечаем, как в просветах высоких холмов уже виднеется то самое высокогорное озеро Egirdir, к которому мы стремились на этом участке нашего пути. Над одноименным городом возвышается живописная гора, которая у подножия узким мысом впивается в голубую водную гладь.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почему вода в этом высокогорном озере столь вызывающе голубая непонятно. Может небо так отражается, может турки подкрашивают, дабы привлечь туристов. В пригороде посещаем магазин, мучительно выбираем и покупаем красное сухое вино в бутылках и другую еду. Каждую бутылочку нам заботливо укутывают в газетку. Такие тут порядки. Можно объяснить это и религией, которая от чего-то против винопития, а можно и правом на личную жизнь (типа privacy). Не в первый уже раз сталкиваемся с таким милым явлением, когда продавец считает столбиком на бумажке, в то время как рядом на столе лежит калькулятор. Въезжаем в город, интересуемся, где мы можем поменять деньги. На неплохом английском нам объясняют, что уже поздно, банки закрыты, заодно предлагают гостиницу. Гостиница нам пока не нужна, мы решаем прокатиться по городу и осмотреться. Вообще-то это как будто бы турецкая глубинка, но судя по обилию гостиниц и зазывал в эти гостиницы, это место очень популярно у европейских (за исключением русских) туристов. Неторопливо катимся по тому самому мысу, который мы разглядели еще на подходе к городу, с высоты дороги, и который мы потом, уже покидая Турцию, узнаем с высоты самолета. Вокруг и слева и справа озеро, обилие старых, а возможно и задекорированных под старину, построек, многочисленные кафе, гостиницы. Пока мы, остановившись, разглядываем окрестности, к нам обращается пожилой турок, предлагает гостиницу, которая находится совсем неподалёку. Выясняем стоимость и прочие немаловажные детали. Оказывается перед нами хозяин небольшой гостиницы Fulia Pension Хусейн. Он презентует нам свою визитку. Едем осматривать его хозяйство воочию. Решаем, что нас это устраивает, затаскиваем велы и багаж, оцениваем виды из разных окон номера. В одном из этих окон, наверно всего метрах в тридцати от нас, минарет мечети, с направленным прямо в наше окно колоколом громкоговорителя, в других окнах - ярко голубые воды озера. Ну может вечером они и не были такими голубыми - зато вот утром!
Раскидываем бесчисленные вещи по номеру. Надо успеть еще покататься по городу до ужина в гостинице. Спрашиваем у Хусейна где бы мы могли выйти в интернет, он, подобно фокуснику, тут же вручает нам визитку интернет-кафе Klas Internet, которым случайно заведует его младшая сестра. Отмечаемся на родном крутипедалье, катаемся по улочкам вечернего города. Возвращаемся, едва успевая к ужину в гостинице. Подавали рыбу из местного, разумеется, водоёма, Хусейн, как оказалось, помимо содержания гостиницы, занимается ловлей рыбы, он с увлечением и гордостью показывал нам фотографии из своего семейного альбома. Хусейн несколько раз заострил наше внимание на фото его покойного отца, каждый раз при этом с гордостью подчеркивая, что у них семейная рыбацкая династия. Да и на визитке его гостиницы рыбацкая тематика читалась достаточно явно - "run by a fishing family.." И еще, мы так и не решили, льстил нам Хусейн, или это действительно так и есть - мы, мол, первые российские туристы в его гостинице :) А вообще же нам показалось, что не только в гостинице, но и в этом городе мы самые первые "дорогие россияне" :) Это не так, читала я другие велоотчеты.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
После ужина решаем еще прогуляться на великах. Снова огибаем живописный мыс. Покатавшись, присаживаемся на трибуны небольшого, хорошо освещенного минифутбольного манежа, наблюдаем за азартной игрой турецкой молодежи, довольно-таки техничные и быстрые парни. Начинается вечерний намаз. По всему городу слышится разноголосая, звучащая с разных минаретов, молитва. Футболисты не обращают на это никакого внимания, продолжая свою игру. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
День пятый. 3 мая 2005г Ехали вдоль озера Egirdir (920), потом вдоль озера Hoyran , встали на высоте 1125 м . Весь день дул очень сильный встречный ветер. Утром, около пяти часов, ориентированный точно на наше окно громкоговоритель мечети взрывается утренним намазом. Кротко прослушав молитву до последней строки, мы вновь сладко засыпаем. Нее, я, можно сказать, и не просыпалась, только вздрогнула один раз. Проснувшись, опять решаем до завтрака сделать прощальный круг по так полюбившемуся нам мысу. Этим ласковым утром воды Егирдир-озера были наполнены просто-таки совсем уж разнузданной голубизной. Легкий бриз, окружающие озеро горы в легком утреннем тумане, яркое солнце.. Так жалко было прощаться со всем этим великолепием. Но опаздывать на завтрак в пансионе Хусейна было некрасиво.
Завтрак оказался довольно легким. За завтраком рассматриваем карту, уточняем маршрут.
Затем без спроса хозяина поднимаемся на верхнюю террасу, осматриваем окрестности, фотографируем.
Собираемся, рассчитываемся, благодарим за теплый прием, выезжаем.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Нам нужно, пока мы в городе, поменять деньги, поскольку неизвестно как скоро мы встретим такую возможность вновь. Почему-то попадаем на перерыв, и, пока ждем его окончания, хихикая, фотографируемся у обыкновенного банкомата. Рассмешило нас то, что он почему-то называется тут ласково Bankamatik. Турки же, не понимая с какой стати мы вдруг снимаемся на фоне столь обыкновенного вроде устройства, улыбаются на нас. Мы, понимая, что никогда не сможем объяснить им причину нашего неуместного умиления, веселимся еще пуще.. :)
Покидаем этот милый городок, пробираясь по ремонтируемым дорогам вдоль побережья озера. С высоты прибрежных гор панорама Егирдира выглядит неотразимо. А я и не собираюсь отражать (как и было обещано). Может быть фото хоть что-то отразят? Небо между тем начинает хмуриться и всячески демонстрировать нам свои мокрые намерения. Мы, вооруженные накидками от "Дискавери" и Стасо-Шеферовскими бахилами, смело встречаем стихию. Стихия же, брызнув позорно несколькими каплями, беспричинно капитулировала.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Но, пока стихия пыталась нас пугать, мы успели спрятаться на какой-то автобусной остановке. До нас там мирно спал молодой пастух, овечье стадо которого дисциплинированно паслось строго на пригорке напротив. Проснувшись, он спешно и как-то виновато освободил нам место и убежал, что-то извинительно бормоча, к своим подопечным. Обыкновенная маленькая автобусная остановка удивила нас своей почти домашней чистотой. Мы, кушая какие-то орешки, лениво выдвигали версии этой чистоплотности, самой убедительной из которых была признана такая - в таком образцовом порядке её содержало небольшое, находившееся тут же рядом хозяйство, только работники которой, наверняка, ею же и пользовались. В торцевых стенах остановки даже присутствовали стекла! Двигаемся дальше по побережью высокогорного озера. Живописная дорога омрачается очень сильным встречным ветром и Юлиным недомоганием. Юля едет за мной, а я еду постоянно оглядываясь в попытках угадать подходящий её состоянию темп.
Озеро Егирдир, едва мы миновали узкий перешеек, становится озером Hoyran. Начинается плавный подъём на перевал, здесь еще совсем незаметный. Просто дорога на многие километры вдаль вдруг становится видной. Минуем долгий прямой участок с небольшим, но постоянным набором высоты. Достигнув перекрестка, изменяем на пару сотен метров своему маршруту, подъезжаем к автозаправке, поскольку уже понятно, что надо останавливаться на ночевку, а воды у нас нет. Попутно умываемся. Возвращаясь к перекрестку, видим, что совсем недавно тут произошла автокатастрофа. Свежие следы отчаянного торможения на асфальте, рассыпанные обломки ящиков из-под фруктов, в основном, похоже, это были яблоки. Надеемся, что погибли тут исключительно плоды земледелия. Картину происшествия восстановить оказалось несложно. Ясно, что грузовик с фруктами, следуя по главной дороге, увидев как справа со второстепенной выруливает какой-то балбес, пробовал на скорости одновременно и тормозить и отворачивать от неожиданной помехи, что и привело к опрокидыванию. Продолжаем забираться по дороге все выше и выше. Солнце меж тем опускается все ниже и ниже. Съезжаем с дороги, и, найдя подходящее место, почти в темноте уже, под начинающимся дождем и налетевшим ветром устанавливаем палатку. Когда палатка была собрана, дождь в который уже раз за этот день вдруг передумывает изливаться на нас. Готовим ужин, разглядывая бесконечные огни поселков вдали у озера. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
День шестой. 4 мая 2005г 1125 м… перевал Bozdurmus Beli ( 1440 м )….1150 м… 1360 м…. Afyon (1057) С утра заехали на перевал, потом весь день по плато, перед Афьёном небольшой подъем, а потом хороший спуск. Вечером въехали в город и практически сразу в 20-45 сели в атобус до Стамбула. Цена билета 25,5 YTL Утро. Яркое солнце. Прохлада. Еще вечером, многозвездное небо, роскошно обнажаясь от уносящихся спешно куда то облаков, обещало именно такое вот утро. Прозрачный воздух даёт нам возможность любоваться далёкими заснеженными горными вершинами. Я занят приготовлением завтрака, Юля просматривает на камерах снятый материал, чему-то улыбаясь.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пока суть да дело, сбегал посмотреть окрестности. Выяснилось, что нам не стоит возвращаться на дорогу вчерашним путём, то есть - теряя высоту. Если пройти едва заметной тропой мимо каких то посадок немного вверх, то мы можем, спустившись с насыпи, попасть на шоссе значительно выше, чем сошли с него. Так и поступаем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сразу попадаем на перевальный взлет и практически без раскачки начинаем подниматься. Я, словив тренировочный кураж, вкручиваю от души в петли серпантина, затем, разворачиваясь, радостно навстречу ветру падаю вниз к спокойной и важной, со всем своим опытно-туристическим достоинством, благоразумно крутящей педали Юле. Набирая от стоянки (1125м) 315 метров высоты, мы достигаем перевала Bozdurmus Beli (1440м). Потом, уже летом у нас будут перевалы за 2600м, но мне, не катавшему гор выше уральских такая радость впервой. Простодушно по-ребячески радуюсь. Юля бывала и повыше, поэтому великодушно радуется за меня :) Турки, кстати, тоже видимо радуются этому перевалу всякий раз, когда его минуют, пусть и не на велосипедах. Их загадочная радость оставляет пулевые отверстия примерно 12-го калибра на знаке, означающем эту географическую точку. Мы же у этого знака делаем контрольный фото-выстрел. Веселый спуск заканчивается небольшим селом. Посещаем магазин, чего купили из полезного - уже и не вспомнить. Очень вдруг необъяснимо и сильно нас увлекают турецкие мороженки. Нам услужливо подставляют стульчики, садимся, съедаем по мороженке, нежимся на солнышке, мурлыкаем.. берем еще какого-то другого мороженого.. кушаем.. мурлыкаем.. Тэкс, надо бы нам ехать... |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дальше едем по равнинному плато с ненавязчивым присутствием живописных холмов. День солнечный, дорога прелесть, едем, делясь друг с другом комментариями о турецкой действительности. Юля успевает ловить фотоаппаратом турецких тружеников сельского хозяйства. Перед Афьёном проскакиваем еще один подъём, потом скатываемся в пригород. На улицах города начинаем интересоваться месторасположением автовокзала. Наша подготовленная вопросительная фраза вполне понятна нашим турецким друзьям ("Нереде отогар" - где автовокзал), чего совсем не скажешь о нашем понимании их ответов. Самое смешное, что мы спрашивали о расстояниях (мы это умели), но числительные турецкого языка мы выучили уже только перед августовской Турцией, когда на подъезде к Сочи томились медленным автотрафиком. Но - язык доводит не только до Киева. Иногда он доводит до автовокзала города Афьёна. Впервые знакомимся с турецким автовокзалом. Выглядит он совсем не по российски. Различные автобусно-пассажирские компании имеют свои представительства в виде неких микроофисов со стойкой для посетителей. Подходите и интересуетесь нужным направлением, а вам предлагают варианты. Помимо этого шныряют, предлагая услуги, еще какие-то зазывалы. Разбираться - действуют они по договору с компаниями или же частным образом не очень было надо :) Покупаем билет на ближайший рейс до Стамбула, компании KamilKoc. Загружаем велы в бездонные (ну почему у нас не так?!) багажные отсеки отобаса (автобус по-турецки), комфортно усаживаемся, и, на ночь глядя, выдвигаемся в древнюю византийскую столицу. День был прожит нами честным бескомпромиссным кручением и получением бесконечных визуальных впечатлений. Поэтому сон приходит сразу - глубокий и счастливый, когда даже не остается сил обращать внимание на некоторые неудобства автобусных кресел.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связаться с нами: kyn[at]bk.ru, shalam[at]e1.ru С уважением, Вячеслав Шаламов и Юлия Кирпикова |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|