|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Турция в мае (продолжение) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
День седьмой. 5 мая 2005г Стамбул (отель «Moon Light») Просыпаемся чуть раньше прибытия автобуса. Сонно наблюдая бесконечные промышленные и торговые пригороды, наконец, прибываем на огромный автовокзал. Автобус перед остановкой выписывал какие-то немыслимые виражи – автовокзал оказался трехэтажным. Еще темно и довольно прохладно. Быстро собираем велосипеды, багаж, решаем спросить про дорогу у служащих какой-то транспортной компании. Показываем карту. Начинается потешный консилиум. Все, включая главного начальника, поочередно внимательно вглядываясь в нашу карту, дают, похоже, несколько противоречивые рекомендации. В итоге, не принимая ничью из спорящих турецких сторон, выяснив генеральное направление движения, выезжаем в недалекий путь :) Да не так всё было! Сначала собралось служащих человек пять, они крутили-вертели нашу карту, но ничего у них не выходило, потом подошел какой-то начальник и тоже начал крутить-вертеть карту. После длительных раздумий ответ был такой – "автовокзала на этой карте нет!" Но нам посоветовали - при выезде мы должны ориентироваться на TopKapi. Благо, действительно, весь город прилично оснащен указателями.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Утренний предрассветный Стамбул - милый город. Днем он становится совсем другим. Но это мы узнаем позже. Ну а пока всё это многомиллионное существо, которое столь умело создаёт совершенно безумную суету на дорогах, отдыхает, мы, фотографируя, спокойно добираемся до интересующего нас района Topkapi. Время слишком ранее, чтобы ломиться в гостиницы. Решаем пока поехать прогуляться на набережную пролива Босфор, и, может быть, приготовить себе завтрак. Набережная в этот час совсем немноголюдна. Находим очень удобное местечко, ставим примус, варим какой-то неизвестный нам турецкий томатный суп из пакетика, пробуем и выливаем эту "вкуснятину" в воды Босфора. Допивая чай, наблюдаем забавную картинку - из вод пролива вдруг выходит водолаз в гидрокостюме, невозмутимо снимает ласты и теряется среди прочих пешеходов. В голову приходит единственное разумное объяснение этому абсурду - это обыкновенный русский разведчик добрался до работы удобным ему способом.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Начинаем объезжать просыпающиеся гостиницы, пытаясь найти недорогую. Хотя район, в котором мы ищем, к дешевизне не располагает - самый туристический центр, район Голубой Мечети "Султан Ахмет Джами" и "Собор Св. Софии". Сначала я пытался общаться по-английски как бы экспромтом, но на третьей а может даже и второй уже гостинице у меня вырабатывается убогая, но быстрая скороговорка типа "уан рум, уан найт, ту пипл, хау мач мани". На ресепшене небольшой уютной гостиницы "Moon Light" милая женщина, правильно оценив мой неотразимый английский, интересуется - могу ли я столь же бойко говорить на русском? :) Оказывается это наша соотечественница, из Казахстана, перебралась несколько лет назад на жительство в Турцию. Решаем остановится тут, хоть это и не очень дешево (70 евро за двое суток). Устраиваемся, и никто не мешает нам затащить велики прямо в номер. Ночь в автобусе все-таки сказывается, и мы, приняв душ и покушав купленной клубники, засыпаем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Просыпаемся глубоко за полдень, Юля немножко обижается на меня за чрезмерную сонливость. Решаем прокатиться по Стамбулу, и, если повезет, даже и по мосту через Босфор. Дневной Стамбул для велопередвижения значительно сложнее себя раноутреннего, но так знакомая нам нетерпимость российских автомобилистов к двухколесным отсутствует. Тем более, что, как правило, есть крайняя правая полоса под мотоциклетное движение, которой мы успешно и пользуемся. Заезжаем в кафе какого-то европейского (итальянского, кажется) типа, перекусываем с удовольствием.
Катаемся дальше, набережная Бешикташ,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
а дальше уже и знаменитый мост виден, только непонятно как к нему подобраться.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Петляя по безумным развязкам, долго ищем этот выезд на мост. Упорность наша вознаграждается, мы стартуем под горку на этот мост и пролетаем полицейский пост, который, как оказалось позже, не должен был позволить нам тут проскочить. Мы в тот момент еще не знаем, что ни велосипедного, ни пешеходного движения по мосту не существует. Но мы начинаем смутно об этом догадываться, когда практически все проезжающие мимо нас автомобили сигналят нам, а многие их пассажиры подкручивают пальцем у виска. Тем более, что мы поехали по рабочей зоне. Решаем вернуться и сдаться полицейскому. Но т.к. полицейский выпроводить нас не может, иначе нам пришлось бы ехать навстречу 4-х полосному движению, то он звонит на другую сторону моста и разрешает нам проехать. Останавливаемся в центре моста, фотографируем, снимаем видео.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
На спуске с моста нас останавливают. Полицейские, разобравшись откуда мы взялись, как в широком геополитическом масштабе так и в узко стамбульском, отпустили нас восвояси. К тому же, позволили нам воспользоваться какой то служебной дорогой (это был туннель под мостом) на ту сторону сумасшедшего автомобильного потока. Предупредив, чтобы обратно мы возвращались на автобусе. На автобусе, переправились обратно на европейский берег Стамбула. Покатались по вечернему городу, посетили чайную, покружили по туристическому центру, под многочисленными минаретами симпатично подсвеченных мечетей, пораспивали разнообразных вкусов безалкогольные напитки на площадных лавочках, встретили соотечественника москвича, пообщались с ним немножко. Вернувшись в отель решили выйти на просторы интернета, однако гостиничный комп от общения с нами впал в коматозную прострацию, и мы, чтобы не показаться причиной этому, поспешили в номер :)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
День восьмой. 6 мая 2005г Стамбул (отель «Moon Light») Утром в связи с завтраком впервые оказываемся на гостиничном балконе, откуда, оказывается, имеется хороший вид на голубую мечеть, на босфорские воды и на все окрестные крыши. Завтракаем и составляем планы на день. Юля уговаривает меня посетить пешим порядком окрестные достопримечательности. Нехотя соглашаюсь. Настолько непривычно уже мне ощущать себя пешеходом. Надо честно признаться, я не пожалел, хотя и не очень люблю эти "обязательные" туристические программы.
Погуляв полдня среди множества исторических раскрасивостей и проконсультировавшись у нашей бывшей соотечественницы с гостиничного ресепшна, решаем на велосипедах доехать до пристани Eminonu и прокатится на кораблике по Босфору, с заездом либо на острова, либо на противоположный берег. Находим пристань, покупаем в спешке билеты, а когда паром уже вовсю плыл в сторону Азии, мы, уже не в спешке разбираясь в расписании, понимаем, что обратно нас уже никто не повезет, нет таких поздних рейсов. А значит, нам не избежать новой встречи со знаменитым мостом и его охраной. С удовольствием покатавшись на кораблике, возвращаемся на нём же обратно в город (хотя в планах было покататься по какому-нибудь острову) и выдвигаемся в обратный путь. Азиатская сторона Стамбула кажется совсем не похожей на европейскую. Тут кипит своя жизнь. Не смогу сформулировать эту разницу, просто такое отчетливое ощущение. Это всего лишь город – теряется ощущение, что ты в Стамбуле. На хорошей скорости пролетаем мимо роскошного стадиона футбольного клуба Фенербахче. А вот и наш знакомый уже мост в Европу. Решаем брать с ходу. Но, видимо, полицейские в конце рабочего дня теряют бдительность, и нам на этот раз все сходит с рук... или с ног :) А скорее всего древний город попросту был великодушен к нам, зная, что завтра мы с ним расстанемся.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
День девятый. 7 мая 2005г Мраморное море Istanbul … Tekirdag (20 YTL) … Kumbaga … С утра сборы. Не очень быстрые сборы, поскольку ко времени чек-аут не успеваем освободить номер. Хорошо, что наш единственный советский человек в этой доброй турецкой гостинице понимает нас, и не наказывает рублем-лирой за недисциплинированность. Позже, в августе, нам преподадут этот урок еще раз, но уже без гостеприимной снисходительности. Надо признать, мы сами себя наказали за такую неспешность - к этому времени трафик на стамбульском асфальте становится настолько суматошным, что кажется обыкновенным безумием. Слава Аллаху, кое-как, с многочисленными расспросами, выбираемся к автовокзалу. Неправда! До автовокзала мы долетели в 5 секунд, по стамбульским пробкам к этому времени ездить мы уже научились, а дорога была прямой, ну за исключением одного поворота :) Покупаем удобные билеты в удобной компании (Юля очень ловко находит наилучшие варианты). Пока есть время до отправления гуляем, кушаем какие-то сладости, рассматриваем витрины многочисленных магазинов. Ох и налопались!!! Посадка в автобус, устраиваемся, едем. На выезде из сумасшедшего мегаполиса, уже на шоссе, вдруг попадаем в пробку. Оказывается дело не в пропускной способности автомагистрали. Обыкновенное авто происшествие, не очень тяжелое на беглый взгляд, перекрывает напрочь две из трёх полос движения.
Гладкая дорога убаюкала Юлю. Я же дремал с переменным успехом. Мда…как спится в турецких автобусах, на улице жара, а здесь кондиционер, поют чаем и кормят кексиками. Красота :) Меня вдруг взбодрила какая-то зажигательная турецкая мелодия из динамиков автобуса. Юля сладко спала, а я снял всю эту картину на видео (фото). Позже, когда я воспроизвёл снятое для Юли, оказалось, что она слышала эту колоритную мелодию сквозь сон. Дружно сошлись во мнении, что надо бы нам разыскать этот турецкий хит и привезти его в Россию в качестве сувенира. Мы наивно предположили, что это будет несложно. Прибываем в небольшой уютный городок Текирдаг. Собираем велосипеды и сразу начинаем искать, где бы нам освободить флэш-карты из двух наших фотоаппаратов, записав их содержимое на CD. Не сразу, но все-таки находим небольшую компьютерную фирму-магазинчик. Записываем снятый материал, спрашиваем у нашего молодого турецкого товарища, который довольно бегло говорит по-английски, сколько мы должны за услугу и матрицы. В ответ получаем - "ноу проблем". Не знаю чем это объяснить, но и в нашу летнюю турецкую поездку аналогичная процедура в Ардаане закончилась также - "ноу проблем". Расспрашиваем о немногочисленных местных гостиницах, узнаём, что цены на гостиничные номера не очень-то дружелюбны, с чем связан этот ценовой перекос выяснять не стали. Благодарим, прощаемся, выезжаем из приветливого Текирдага. Намеченный нами путь лежит вдоль побережья Мраморного моря, к проливу Дарданеллы. Специально не интересовался, но это скорее всего европейское имя пролива, поскольку на турецкой карте он именуется по городу Чанаккале (Чанаккалийский пролив?). В оставшееся время успеваем миновать населенные пункты Barbaros (не тут ли писались коварные гитлеровские планы?), Kumbaga. Давно уже начали присматривать место для ночевки. Но слишком уж долго тянется вдоль дороги населёнка вперемежку с строящимися дачными поселками. После Kumbaga опять, привычно уже, в темноте ищем что-нибудь подходящее. Находим съезд с дороги, которая идет на подъем, спешиваемся, тяжело карабкаемся вверх, устанавливаем наш лагерь. Утром, под светом солнца выяснится, что до этого места мы могли безпроблемно доехать и по дороге :) Пока мы разворачивали стоянку и готовили ужин к нам пожаловал дождь. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День десятый. 8 мая 2005г Мраморное море … Sarkoy … встали недалеко от города на побережье И все же, не зря мы карабкались темным вечером на эту возвышенность, недалёкое и крайне спокойное Мраморное море хвастает почти полным штилем и открывает для нас на многие десятки километров ослепительную панораму, благо погода с утра солнечная и видимость отличная. Завтракаем, спускаемся от места стоянки на дорогу.
Весь этот день мы ехали по живописному прибрежному среднегорью, асфальт практически отсутствовал, но хорошо укатанное каменистое покрытие позволяло не отвлекаться от созерцания окружающей нас красоты. Мраморное море в этой своей части выглядит скорее как пролив, то есть типично морской (в смысле бескрайности) горизонт отсутствует, остров, сливаясь зрительно с полуостровом, создает ощущение близости противоположного берега. Хотя, вспоминаю, Татарский пролив (между островом Сахалин и материком) выглядит абсолютно как море. Естественно, понимаю, что дело не в зрительном восприятии, а в научном определении пролива, которого я не помню :) Автолюбители и автопрофессионалы на этой неширокой дороге нас почти не беспокоят, а те, которые встречаются, крайне учтивы к нам и не обгоняют, пока не убеждаются в безопасности обгона. Останавливаемся оглядеться на тех же самых "смотровых" площадках, где непременно тормозят турки. Виды с них открываются действительно такие, что не остановиться нельзя. Проезжаем деревни, которые почему-то не удостоились чести быть нанесенными на карту. В одной из них прямо у дорожного полотна находим симпатичные лавочки, присаживаемся отдохнуть, фотографируем.
На въезде в деревню Ucmakdere (также отсутствует на карте) решаем посетить чайную. Сегодня выходной и в чайной за столиками, как во внутреннем зале, так и под открытым небом, немало мужчин зрелого возраста. Они коротают время в тихих беседах за стаканчиками чая, лица их спокойны, никто не повышает голос, никто не перебивает друг друга. Это так не похоже на наши шумные пьяные пивнушки, что мы невольно залюбовались на эту идиллическую картину. Нас мило и ловко обслуживал старичок глубоко пенсионного возраста, что у меня почему-то вызывало некоторую неловкость. Мы пили и чай и кофе (его в Турции почему-то называют Нескафе, просто мы так и не научились выговаривать это слово Kahfesi. А как мы говорим Нескафе понимают абсолютно все), и придумывали - где в это время могла находиться сельская молодежь, которую нигде не было видно. Ничего правдоподобного мы придумать не смогли :)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Двигаясь по прибрежным склонам вдоль побережья, совершенно неожиданно встречаем земляка. Им оказывается наш такой родной мотоцикл с коляской "ИЖ", оригинальной красной раскраски, довольно свежего вида. Приятная встреча. Вообще, в дальнейшем мы в Турции не так часто встречались с продукцией отечественного производителя, но турки всё-таки по каким-то уважительным причинам его (нашего производителя) поддерживают. В основном это были внедорожники "Лады" и "Жигули" девятого и десятого семейства, совсем редко попадались и четверки-пятерки. Добираемся до городка Sarkoy. Нам надо восполнить продовольственный запас, поэтому нас очень интересуют магазины. В одном из них мы впервые увидели наш известный всему миру напиток - Votka, именно так было написано на этикетке бутылки с сорокаградусной российской радостью. В этом же магазине встретили пожилого турка, который понимал русский язык и мог немного говорить, поскольку в свое время довелось ему поработать в Украине. Продуктивно пообщались с ним, он как мог поотвечал на скопившиеся у нас к тому времени вопросы. Затем он прикупил себе бутылочку вина, которая была привычно завернута в газетку, и пошел смотреть футбольный матч по ТВ, уже и не вспомнить кто vs кого :)
Выезжая из Sarkoy, начинаем озабоченно всматриваться в местность в поисках ночлега. Доверяемся встретившейся отворотке в сторону моря, съезжаем вниз по крутой узкой дорожке, попадаем на берег. Слева метрах в 100 какое-то поместье, справа какие-то сельскохозяйственные угодья. Место нам нравится, но мы сомневаемся, не нарушили ли мы границы частной собственности. В тревожной неопределенности мы деловито устанавливаем свой лагерь. Уже почти заканчивая свои хлопоты, замечаем приближающегося со стороны поместья человека. На всякий случай рассчитываем на снисхождение. Его попытка заговорить с нами по-турецки с треском проваливается. Наша встречная попытка заговорить с ним по-английски ничуть не удачнее. Вытаскиваю из нашего скудного турецкого разговорника более-менее подходящее ситуации слово - мюмкум? (можно?), и театрально-вопросительно поведя окрест руками, произношу его. Слава и Аллаху, и Иисусу, слово понято, наш гость энергично кивает головой (можно-можно!) и удаляется от нас. Через некоторое время он возвращается с 5-литровой бутылью чистой питьевой воды для нас. И как ему удалось понять, что она не будет для нас лишней? Вот таким милым жестом доброй воли закончились все наши опасения. Хозяина сопровождало его семейство. Все поздоровались. Предполагалось, что сын умеет говорить по-английски, но у него ничего не вышло. На этот раз до темноты успеваем не только установить лагерь, но и устроить постирушку в море, и ополоснуться в довольно прохладной (да просто холодной) воде :) Впервые случайно узнаю - морская вода практически не мылится. Ужинаем. На десерт у нас сегодня спокойный морской прибой, бортовые огни и тихий рокот дизелей проходящих мимо суден. Кто-нибудь пробовал? Это бесподобно! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
День одиннадцатый. 9 мая 2005г Маморное море (вело)… Gelibolu (паром)… Lapseki (автобус)… Canakkale Просыпаюсь как обычно. То есть существенно позже рассвета и гораздо раньше Юли :) Сверху снимаю ослепительную морскую панораму, на ней мирно уместились около десяти судов различного флага, неторопливо идущих по своим делам кто к Босфору, кто к Дарданеллам. Обещал склеить эту панораму :) Вожусь с завтраком, наблюдаю картину, которая заставляет меня зябко ёжиться. Это проснувшаяся Юля голышом полезла в северные (для Турции, конечно :) ) морские воды. Мне температура этой воды точно не под силу, хотя и я тоже слыву у себя большим любителем поплавать. Юле же всё нипочём! Жалко покидать это симпатичное местечко, долго мучаемся в нерешительности, но выручает твёрдая уверенность - где-то нас ждёт не менее симпатичное! От берега выбираемся наверх, возвращаемся на свою дорогу, едем. Чуть ли не сразу останавливаемся у остановки "TEPE DURAK" (позже мы узнаем, что DURAK (тур.яз) - "ОСТАНОВКА"). Радуемся знакомому с детства слову, фотографируемся с ним на память. Кроме этого, возобновить движение нам мешают роскошно растущие прямо вдоль дороги, подобно сорняку, маки (Юлина фотосессия требует времени).
Утренняя панорама, которой я восхищался с места стоянки, успела несколько пожухнуть на фоне того, что приходится наблюдать по ходу движения. Непередаваемое ощущение, как будто вокруг куда больше привычных 360° (градусов).
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решаем не ехать по асфальту, где предполагается оживленный транспортный поток, сворачиваем на сонную грунтово-каменистую дорогу. На спуске с какого-то пригорка, разогнавшись, чуть не задавил метровую змею, пригревшуюся на солнышке прям посреди дороги. Через несколько километров слева от дороги за колючей проволокой возникает военная база. Проезжая мимо близких от дороги постов охраны, наблюдаем как несут караульную службу турецкие воины - оружие и каски на бруствере, самих часовых не видно. Похоже, где-то тут и надо у НАТО искать брешь в обороне. Снова выбираемся на асфальт. Судя по дорожным знакам и прошедшей навстречу колонне с огромными танками на платформах, мы все это время огибали какую-то огромную танковую часть. Решаем остановиться в тени деревьев, чтобы смазать наши цепи. Эту процедуру украшает пробегающее мимо нас по дороге в направлении части воинское подразделение, численностью около полувзвода - они не просто пыхтят, они выкрикивают на бегу какие-то песни-речевки, и у них был с собою флаг с изображением танка. Успеваю снять видео, а Юля - фото.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Добираемся до Гелиболу. Паром на тот берег, в Лапсеки, ходит каждый час. Практически с ходу покупаем билеты и заезжаем на паром. Пристроив велосипеды с багажом на нижней палубе, поднимаемся на верхнюю, и почти всё время пути к азиатскому берегу Мраморного моря проводим в кафе, распивая чай и закусывая какой то вкусной ерундой. Лапсеки, на том берегу, - небольшой городок. Наши дальнейшие планы - доехать автобусом вниз, на юг, к Измиру, и дальше на восток до Салихли. Выясняем кое-как, что для этого нам прежде нужно добраться до Чанаккале, поскольку Лапсеки располагают только местным автобусным сообщением. Приезжаем в Чанаккале, рассчитывая, что привычно уже, с ходу, возьмем билеты и уедем куда нам желается. Однако встречаемся с интересной особенностью - пассажирские билеты были, но не было мест багажных (при покупке билетов мы всегда непременно поясняли, что с нами два "бисиклета" и багаж-велоштаны). Это, конечно, если мы правильно поняли ситуацию, хотя, в этом трудно сомневаться. Турки действительно передвигаются на автобусах, как правило, с немалым багажом. Один ловкий менеджер попытался взять с нас плату за багаж, зная, что он не прав, я на отрез отказалась. После чего он получил подзатыльник от более старшего менеджера и билет нам был продан по обычной цене, при этом тщательно выяснялось, что мы бай и баян, т.к. баев с баянами сажать нельзя! ("бай" – мужчина, "баян" - женщина). Покупаем билет на утренний рейс и идем искать гостиницу. Находим. И совсем неплохую. Правда велосипеды наши закрывают на хранение в другом здании, метрах в 50 от гостиницы. Нахожу единственный способ объяснить турку за гостиничной стойкой, что нас необходимо разбудить в определенное время (на случай, если сами мы проспим). Я рисую на бумажке нехитрую комбинацию из будильника и времени подъема - срабатывает на 100%. Турка это так развеселило, что он разбудил дремавшего в фойе у телевизора приятеля, чтобы показать мой рисунок :) Устраиваемся. Затем решаем немного прогуляться по городу, посетить магазинчики. Вернувшись в номер и расположившись отдыхать, начинаем придирчиво инспектировать турецкое MTV. Отмечаем сильные и слабые стороны турецкой попсы. Слабых больше, сильные ярче :) Снова встречаемся с нехитрой, но цепляющей мелодией, которую слышали в автобусе до Текирдага, и теперь мы уже знаем имя исполнительницы - Бен Дениз! :) Засыпаем под турецкий рока-попс. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связаться с нами: kyn[at]bk.ru, shalam[at]e1.ru С уважением, Вячеслав Шаламов и Юлия Кирпикова |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|