НА ГЛАВНУЮ МАРШРУТ ОПИСАНИЕ: Prev 1 2 3 4 5 Next

Араба, вапур, бисиклет... (продолжение)

День двенадцатый. 16 августа 2005г

(1321)… Gecitli … перевал Yalnizcam (2613)… Ardahan (1670)

До перевала: Дистанция 17,7 км. Средняя 5,7 км/час.

Общие показания: Дистанция 62,2 км. Средняя 11,1 км/час. Ходовое 5.34. Общий набор высоты 1600 м .

0508160811_DSC04400.jpg
палатка в тени
0508160954_IMG_3409.jpg
фундук

На этот раз поворачиваем в правильном направлении. Вскоре мы в Гечитли. Покупаем фанту. Здесь же в магазине пьем чай. Спрашиваю у стариков, куда можно деть мусор, один из них берет мешок и тут же выкидывает его за забор… эх, Турция….

0508161258_IMG_3412.jpg
магазин в Гечитли, хозяин воевал и был ранен, на стене есть фото, где он молодой
0508161300_IMG_3416.jpg
за печкой
0508161303_IMG_3417.jpg
чай для нас :)
0508161303_IMG_3418.jpg
товары

Едем вверх. Уклоны местами достаточно круты и если я останавливаюсь, то уже не могу сесть на велосипед без Славиной помощи, велосипед неуправляем, а жара невыносима. Мы почти не разговариваем, т.к. поругались утром. Идет ремонт дороги и местами просто невозможно ехать, и даже Слава спешивается, жертвуя своими шоссейными туфлями. Он периодически поджидает меня, т.к. едет очевидно сильнее. Около очередного поворота наблюдаю его демонстрирующего умение считать по-турецки, т.к. слышала это уже ой как неоднократно и достаточно вкаталась после предыдущей остановки, проезжаю мимо. Я просто знал верный способ развеселить турков (в этот раз это были дорожные рабочие), - я демонстрировал им этот фокус - считал по-турецки! Срабатывает беззотказно! 8) Каждый "стоп" сказывается на самочувствии. Как только остановился, надо снова разогревать мышцы и входить в ритм, лучше уж этого не делать без лишней необходимости, дорога сложна именно из-за того что под колесами не асфальт, а всё время что-то другое и резина упорно за это не хочет цепляться, а моя задняя покрышка «Марафон» тем более. Да и велосипеду проще ехать на заднем колесе, ну никак не на обоих двух.

Совсем недалеко от этих последних дорожных рабочих и встречается нам перевал. Таблички нет. А карту мы позднее утеряли. Так что даже не можем привести его название только высота – 2613. В чужом отчете он называется Ялнизчам, да будет так. Меня тянет куда-то в сторону от дороги, я понимаю, что точка достаточно высокая и что можно ухватить шикарные виды. Но воздух хоть и не заполнен облаками, далеко не прозрачен. Сложно предположить сколько километров видимость, но хочется больше… На верху горы метеостанция, движемся по дороге к ней, завидев группу девушек поворачиваем в их сторону. Девушки красиво поют. Пытаемся выяснить у них когда начнется асфальт и далеко ли до Ардаана, но они не говорят по-английски. Хотя являются студентками на практике. Они могут ответить только, за сколько часов довезли их от города в эту глушь :)

0508161442_DSC04401.jpg
немножко видно Юлю
0508161444_DSC04403.jpg
попить на повороте
0508161444_DSC04404.jpg
0508161445_DSC04405.jpg
а вот сесть в седло после этого не удалось :)
0508161638_IMG_3419.jpg
девушки

Спускаемся чуть ниже. Попадаем в поселок с временными строениями. По сути сырты. Едем дальше ниже. Местами вместо щебенки дорога вымощена камнями, тут мы размышляем о князьях, когда-то ездивших в гости к своим соседям через этот перевал. У меня опять прокол. Останавливаемся, напротив какая-то крепость. Останавливаться вообще вредно, турки сразу начинают беспокоиться, не случилось ли что-нибудь у нас. Пугает дождик, а мы считаем километры. Хочется доехать до Ардаана, чтобы смыть всю сегодняшнюю пыль. Спуск крут. Внизу деревня, а после деревни дорожные работы и мерещится асфальт, мы уже достаточно нахватались пыли. Новая дорога ещё не закончена, но нас радуют, километров через 10 счастье всё-таки будет. Вот и оно. Дальше просто катимся, катимся до Ардаана. Глядя в карту: в долине лежат какие-то селения, но местность слишком болотиста и по этому дорога проложена верхом и далеко не горизонтальна. Торопимся. Темнеет. К наступлению темноты мы въезжаем в Ардаан. За нами долго ехалиа машина и освещала дорогу своими фарами. Не зная ничего о городе, встаем в первой гостинице. Она уютная, чуть дорогая 40 лир, но нас это устроило, просто не хотелось искать что-то ещё.


День тринадцатый. 17 августа 2005г

Ardahan (1869)

Весь день сегодня ленимся. Сначала были потуги сорваться, но вспоминая окрестные болота… да и Слава неплохо накатался накануне, одно слово спортсмен – не турист ;) Конечно же разведываем Локанту. Белье, которое мы отдали вчера в стирку сегодня не готово, мучаем его сами и развешиваем по номеру.

Вечером прогуливаемся по городу. Здесь нет таких строгих ограничений. Пиво продается в каждом 3-ем магазине. Находим компьютерный салон и по заведенной ещё в Текирдаге традиции, молодой человек переписывает наши фотографии с флэшек на CD совершенно бесплатно! Мы счастливы не столько подарку, сколько тому, что турки – они везде турки! В Локанте мой измученный желудок соблазняют свежим барашком, вернее почти барашком - его ребрышком. Ничего вкуснее на свете я не пробовала! Посещаем парикмахерскую, где первый раз в жизни (исключая армию) меня подстриг мужчина! А что вы хотели? Тут это мужская профессия!

0508170920_DSC04420.jpg
вид из окна
0508172006_DSC04424.jpg
фоты на дисках

День четырнадцатый. 18 августа 2005г

Ardahan (1869)… Cildir .. едем в направлении Aktas... (2163).

Дистанция 51,9 км. Ходовое 3,25 часа. Средняя 15,1 км/час. Общий набор высоты 744 м.

Утром проснулись. Слава ушел в банк менять деньги. Сижу, жду. Слава приходит сытый и приносит мне йогурт, сомневаясь по поводу здоровья моего желудка, но я в нем уверена, так что уходим кушать ещё раз, в ту же локанту.

Возвращаемся в номер. И тут Славу посещает идея, а ну её эту Турцию, ведь мы уже почти в Грузии. Спасибо Юле за то, что сообразила – это буйное помешательство, а спорить с помешанным глупо :) Не знаю, накатила какая-то волна безудержной любви к Грузии. Я мурлыкал грузинские песни, цитировал коронные фразы из “Мимино”, вспомнил, что сослуживцы-генацвале в армии надавали адресов, чтоб я к ним в гости приезжал. Хотя, скажем откровенно, этих адресов у меня с собой не было. Начинаются выяснения номеров телефонов Тбилисского аэропорта и много ещё чего, смс-ки на родину с просьбой о помощи. В итоге решаем поискать переговорный пункт, в котором нам не смогли сказать код Тбилиси, но зато указали и-нет кафе. Буквально за минуту нахожу нужный телефон. Слава уходит звонить в коридор, вскоре возвращается с хорошей новостью – билеты на самолет Тбилиси – Сочи заказаны. Стоимость каждого примерно 100 долларов. Милые грузинские женщины, одна помогла мне найти номер авиакасс, другая под свою ответственность забронировала для нас билеты Тбилиси-Сочи (понятно, что по какому-то нелепому звонку из Турции она вовсе не обязана была этого делать), попросила только, если у нас будут изменения и мы не сможем выкупить билеты, предупредить её как можно раньше.

Возвращаемся в номер, собираемся. Пытаюсь расплатиться на реcепшине, мне выставляют неверную сумму, на сутки дольше, молодой человек не знает английского, но умудряется мне объяснить, что чек-аут прошел, не разговариваю с ним, сразу иду за Славой. Ничего не помогает, пугаем полицией – он не пугается. Идем в участок, приводим полицейского, но он нам ничем не помогает, объяснив, что не правы обе стороны и что не увидит таблички о чек-ауте, мы должны были поинтересоваться сами. Платим по выставленной сумме и съезжаем, ещё один день, хоть и оплаченный, нам не нужен. У полицейского же проконсультировались по поводу действующих КПП на границе, он сказал, что Акташ работает. Едем к нему. Рельеф довольно сложный, внешне выглядит как холмистая равнина, а в действительности неплохие перепады и в дополнение встречный ветер, один раз встала за Славой – разогналась под гору до 55-ти. Одну же меня сдувает. Слава злится, утверждает, что я сегодня не еду, в итоге просто уезжает. Ой-ой-ой, да куда-ж я денусь? И раньше уезжал, и что – не возвращался? 8) Встречаемся в Чилдире. Тратим последние лиры в последнем магазине и поворачиваем в сторону Акташа. Набираем высоту, направление поменялось, соответственно и ветер тоже, легко заезжаю в горку, а Слава утверждает, что на меня что-то нашло… Конечно, “нашло”. Когда ехал с пульсом 120 - Юля отставала. Потом еду 140 – Юля уезжает от меня в горку, так, что мне приходится добавлять. Наверху решаем не спускаться, а встать. Открытое поле с посадками маленьких сосенок. Где-то поблизости должен быть лесник, чтобы присматривать за всем этим добром. По дороге видели много огороженного искусственно-насаженного леса. Телефоны принимают как турецкие сотовые компании, так и одну грузинскую, за озером видны огни грузинской деревни. Слава пишет маме смс, что завтра мы будем в Грузии, я боюсь сглазить.


День пятнадцатый. 19 августа 2005г

(2163)… Aktas… КПП … Cildir … Hanak… Posof (2141).

Велосипед: Дистанция 25 км . Средняя 20 км/час. Общий набор высоты 98 м .

Остальное авто.

Утром делала Славе массаж, у него слазила кожа, под турецким солнышком Славина спина умудрилась сгореть прямо через веломайку Ж:)

Сразу от стоянки крутой спуск. Жалко, что у Славы нет компа, я как обычно осторожничаю. По ощущениям - я бы побил свой рекорд скорости на байке (83кмч), но что теперь говорить. Мёртвый компьютер Vetta к этому времени, надо думать, речкой уже добрался до самого Черного моря. Пролетаем Акташ, дорога ухудшается и в какой-то момент значительно, сильно сомневаемся, что ворота открыты. На посту нас встречает жандарм и просит подождать, приходит начальство говорящее по-английски, и с сильным сожалением отвечает « No Gate », нечего делать – разворачиваемся. Доезжаем до Акташа, забираться на горку, с которой мы сейчас слетели, нет ни малейшего желания. Дело было не в желании (в Турции горы нас ни разу не останавливали). Добираться до другого пограничного перехода своим ходом у нас не было времени, а крюк выходил хороший (хотелось успеть проехать по Грузии + заказанные билеты в Тбилиси). Договариваемся с Ford (по образу и подобию которого сделана наша Газель), сумму загибают, соглашаясь довезти до Чилдира. Там обмениваем деньги и в банке же договариваемся, нам вызывают такси.

0508191314_IMG_3422.jpg
кругом турецкие сосны, а там вдали Грузия :)
0508191528_DSC04425.jpg
Рено

Приезжает такси – желтое легковое Рено. Увидев наши велосипеды, ни чуть не задумываясь, таксист начинает пихать их в багажник, в итоге получается неслабая кракозябла… с рогами с двух сторон. Договариваемся, что он довезет нас до Ардаана, но по дороге он убеждает нас, что из города сегодня рейсов в Пософ больше нет (наверняка обманывает …), но, тем не менее, переигрываем и решаем доехать на нем сразу до Пософа. Перед городом перевал 2530. Машина начала ломаться ещё до развилки на Пософ, водитель нервничает, заглядывает под капот и звонит кому-то по телефону, машина чуть-чуть едет, потом всё по новой, заезжаем в автосервис в Ханаке. Не доезжая до Пософа километров 6-10, водитель уговаривает нас выйти и под горку спуститься к городу самим, ссылаясь на неисправность машины, наверное просто хотел сэкономит на газе… в итоге мы соглашаемся. На Заскаре осталась желтая краска от такси. Она до сих пор там же 8) Катимся под горку. Дорога ужасна, это и не асфальт и не гравий, это некие кусочки асфальта, приклеенные к дороге на битум. В некоторых местах (чаще на поворотах) они отклеенные в большом количестве лежат кучками, велосипед колбасит не по-детски на высокой-то скорости.

В какой-то момент Славу обгоняет машина с правительственными номерами и водитель вежливо просит остановиться. Так мы познакомились с мэром Пософа, он пригласил нас отужинать. На ужине присутствовал главный полицейский города и юрист. Полицейский ещё лучше мэра говорил по-английски. Наконец-то узнали, что такое «бурда» - «здесь». И что домуз это действительно дикая свинья. На ночь нас устроили в соседнем отеле – самая дешевая ночевка 10 лир. Велосипеды с заправки привезла полицейская машина. Юля забыла сказать, что перед этим мы с ними очень трудно там расставались. Мэр, по сути, снял нас прямо с дороги. Подъехали к АЗС, и он говорит, мол, оставляйте велики тут, никуда они не денутся, а мы все вместе на машине едем в ресторан. Да, такой вот мэр-гусар, – с корабля на бал. Мы очень переживали, ну как это так на окраине города, на заправке бросить свои драгоценные драндулеты. Но мэр был убедительнее наших страхов и мы согласились. А когда поужинали и пообщались, велики подвезли прямо к ресторану, а гостиница, куда нас поселили, была в том же здании, где ресторан. Ох, какой славный ужин, мало того, что халявный, еще и обильный, и вкусный, много незнакомых блюд. Жалко только, что принесли нам гораздо больше, чем мы смогли скушать. Нашего англо-турецкого языка вполне хватило для общения. Главный полицейский и судья жаловались на свой город, мол, им тут совершенно нечего делать, ни тебе преступности, ни громких судейских процессов. Нам также поведали, что судья по этой причине должен был в скором времени убыть на другое место службы.

0508191811_IMG_3423.jpg
знакомство
0508192000_DSC04427.jpg
мы и главный полицейский
0508192002_DSC04428.jpg
мы и мэр

День шестнадцатый. 20 августа 2005г

Posof (2141)… Turkgozu …КПП… Ardahan … Erzurum … Askale (1666)

Велосипед: Дистанция 16 км. Ходовое время 1.03 Средняя 15,1 км/час. Общий набор высоты 178 м.

Остальное авто.

Собрались довольно быстро и почти уже поехали, но оказалось, что у Заскара спущено колесо. На абсолютной жаре клеим камеру, что-то не то, в итоге ставим запаску купленную в Ардаане с машинным ниппелем. Слава пытается найти автомобильный насос, т.к. нашим качать такую камеру одно мучение, но и насоса найти не удалось. В итоге Слава умудряется накачать нашим насосом. Пока клеила камеру, решила намазаться кремом от солнца, ко мне подошел турок, жестами спросил, от солнца ли это крем, когда получил положительный ответ, попросил разрешения воспользоваться, я не отказала Ж:) Ехать довольно тяжело, т.к. этот непонятный «асфальт» продолжается дальше. По карте дорога идет вдоль реки, но поскольку на нашей карте рельефа нет, то надежд особых не питаем и на самом деле дорога идет вдоль реки, только река далеко внизу метрах в 100, а мы карабкаемся по горам. Приезжаем на КПП, там нас отказываются пропускать и говорят про визу, визы у нас конечно нет, но мы упорно сопротивляемся, в итоге мужчина неплохо говорящий по-русски предлагает свою помощь, так мы попадаем в грузинский КПП, там все говорят по-русски Ж:) Оказывается, нам действительно нужна виза, а поставить её на этом КПП нам не могут, нас разворачивают. Да, для меня это было полной неожиданностью. Я и подумать не мог, что в Грузию нужна виза. То есть, по прилёту в Тбилиси, визу получают прямо в аэропорту. Но здесь, на этом переходе, такую процедуру не осуществляли. Грузинский пограничник, похоже, искренне разделял наше разочарование - “..даже, дорогие мои, если пропущу я вас в Грузию, то у вас все равно потом будут серьёзные проблемы при первой же проверке, а уж в аэропорту..” Грузин еще предложил нам вернуться в Трабзон, и там в грузинском консульстве получить визу. Естественно, нам это никак не подходило.

Тут же просимся в стоящий неподалеку автобус, водитель соглашается. Говорит нам про Эрзурум, в итоге довозит только до Ардаана и предлагает ехать дальше на Эрзурум на Ford-е (читать «Газель»), который ещё к тому же надо ждать. Тут же договариваюсь с другой компанией, и мы садимся в отходящий автобус до Эрзурума. Пейзажи за окном ни чуть не отличаются от виденных нами ранее ни своей красотой ни своей необычностью, так что мы совсем не пожалели, что проскочили этот участок на авто. В Эрзуруме, не задерживаясь, пересаживаемся на автобус до Ашкале. Выходя из этого автобуса, я забываю в нем карту. Едем искать гостиницу, устраиваемся очень комфортно, видимо это комнаты преподавателей, которые съезжают на лето, т.к. молодежь вокруг веселится «teacher's room». Поняв, что карты нет, спускаюсь вниз повыспрашивать у турков про подобные магазины (город небольшой). Где-то за пол часа мне удается пополнить свой словарь словом карта и примерным направлением – куда завтра нам надо идти. За пивом на этот раз поехали на велосипедах и не напрасно, магазины опять за чертой города. Пиво в Турции стоит 2 лиры за баночку, на наши это 40 руб.

0508200956_IMG_3425.jpg
утро в Пософе
0508201819_IMG_3426.jpg
где-то в пути

 

Ваши предложения с интересом выслушаем по адресам: kyn[at]bk.ru и shalam[at]e1.ru

С уважением, Юлия Кирпикова и Вячеслав Шаламов.


НА ГЛАВНУЮ МАРШРУТ ОПИСАНИЕ: Prev 1 2 3 4 5 Next